Новое имя, славные традиции

18 ноября 2011, 23:00 1724
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/16/2011 - 09:59)

Счастье, когда у предприятия, организации, учреждения остаются в боевом строю такие ветераны, как Валентин Михайлович Баранов - почтенный "аксакал" по возрасту, но юноша по задору, энергии, целеустремлённости. Это он, сам полвека назад работавший в тогда ещё Мичуринском железнодорожном училище №3 мастером, а затем преподавателем специальных дисциплин, с помощью областного государственного архива и других достоверных источников "докопался", что ныне официально
именуемый ТОГОУ СПО "Железнодорожный колледж" - юбиляр: в этом году ему исполнилось 140 лет! Событие волнующее, радостное, весомое. Его торжественно отметили чередой интересных мероприятий бывшие и настоящие сотрудники среднего специального учебного заведения, многочисленные выпускники и учащиеся колледжа, гости.

А об истории этого замечательного учреждения, где за годы существования основательные рабочие профессии, особо востребованные на железнодорожном транспорте, получили свыше 30 тысяч (!) человек, по праву рассказывает В.М. Баранов. (Заметим в скобках: в молодости - активный комсомольский вожак, после работы в ЖУ-3 приглашённый на работу заведующим отделом, а затем ставший 2-м секретарём Мичуринского горкома партии. С 1974 по 1997 год - начальник областного управления профессионально-технического образования, затем - заместитель начальника областного управления народного образования).
- Начальное училище Рязанско-Козловской железной дороги было открыто в нашем городе, расположенном на 374-й версте от Москвы, 10 февраля 1881 года, - говорит Валентин Михайлович. - Вначале оно было трёхклассным, и дети железнодорожников "из захолустья" получали здесь первоначальное общее образование, причём на средства Общества этой дороги, уже тогда хорошо понимавшего потребность в будущих своих кадрах. Готовили молодёжь серьёзно, строго и не только по Закону Божию, который, к слову, преподавал здесь одно время известный замечательный человек - отец Георгий (в миру Жемчужников) - священник Троицкой церкви. Ребята изучали математику, механику и строительное искусство, телеграфию, технологию, мастерство, черчение, рисование, русский язык. А наряду с основными предметами получали уроки музыки, гимнастики. Эти сведения были найдены архивистами в справочнике "Адрес-календарь служащих в Тамбовской губернии лиц за 1884 год". Как видите, молодых специалистов готовили к самостоятельной жизни людьми, гармонично развитыми, достаточно образованными для своего времени, получившими достойное религиозно-нравственное воспитание.
Мне довелось здесь работать с 1959 по 1962 год. Впервые осваивали тогда обслуживание только-только выходивших на линию тепловозов. Горжусь, что из числа моих учеников выросло немало прекрасных людей, достигших в жизни благодаря упорству и стараниям больших высот. Среди них - ставший со временем генералом армии, командующим Внутренними войсками МВД - заместителем министра внутренних дел Российской Федерации, выпускник 1962 года Вячеслав Тихомиров. Мы с ним до сих пор поддерживаем тесную связь, добрые, дружеские отношения.
Прекрасные учебные корпуса сегодня у прежде неказистого железнодорожного профтехучилища. В колледже обучается около 500 человек по очной и очно-заочной формам. А ещё в рамках дополнительного профессионального образования здесь ежегодно повышают свою квалификацию свыше 300 человек. Для педагогического коллектива, где насчитывается 18 мастеров производственного обучения и 27 преподавателей различных дисциплин, нагрузка плотная. А готовят в колледже помощников машинистов локомотивов, слесарей по ремонту подвижного состава, проводников пассажирских вагонов, техников по эксплуатации подвижного состава.
Всего же в соответствии с лицензией и уставом колледжа подготовка учащихся - здесь их почтительно именуют студентами - ведётся по десяти основным профессиям начального профобразования, по пяти специальностям базового и повышенного уровней и 35 рабочим профессиям.
Впрочем, предоставим слово директору колледжа Геннадию Михайловичу Белоусову, который за 10 лет руководства учреждением-юбиляром дважды был удостоен звания "Директор года" в своей отрасли, стал лауреатом Всероссийского конкурса "Лидер в образовании-2007" и за заслуги перед обществом в образовательной сфере - кавалером учреждённого Национальной академией общественного признания, заслуг и достижений ордена Макаренко.
- Последние три года план приёма мы устойчиво выполняем на 97 процентов - и это при той огромной демографической сложности, которую испытывают на себе практически все вузы и техникумы страны. Постоянно обновляем и совершенствуем свою материально-техническую базу, учитывая потребности дня. Было время, училище готовило слесарей по ремонту паровозов, котельщиков, литейщиков, кузнецов, формовщиков. Конечно, теперь те профессии уже стали глубокой древностью, архаизмом. У нас преподавание ведётся на основе современных компьютерных программ с использованием мультимедиапроекторов, электронных учебно-методических комплексов, учебных тренажёров с моделированием нештатных ситуаций. Активно участвуем в мероприятиях широкого масштаба и небезуспешно. Так, в ноябре 2009 года получили премию транспортной отрасли России "Золотая колесница" по результатам участия во Всероссийском национальном проекте "Образование".
Удостоены международного сертификата качества профессионального образования, учреждённого Лондонской системой сертификации качества. В прошлом году вошли в число лауреатов конкурса среди 100 лучших образовательных учреждений, получили золотую медаль "Европейское качество". У нас сложился замечательный производственно-преподавательский коллектив, которому колледж и обязан своими успехами. Пользуясь случаем, поздравляю всех сотрудников и выражаю свою благодарность, признательность за их честный, добросовестный труд. Назвать хотелось бы всех поимённо, начиная с прекрасных тружеников, заместителей директора Надежды Петровны Струковой и Елены Владимировны Снопковской, но это невозможно. Все бережно сохраняют традиции наших предшественников, проявляют много выдумки, смекалки, творческого мастерства, горения. У нас широко развита художественная самодеятельность, эффективно действуют военно-патриотический клуб "Витязи", волонтёрский отряд "Экспресс", куда входят и ветераны Мичуринского отделения железной дороги. Немало среди студентов спортивно, музыкально, литературно одарённых юношей и девушек. Помогаем раскрытию их талантов и способностей.
* * *
Мичуринск, улица Турбинная, 3. Здесь невдалеке друг от друга расположились современные учебно-производственные и бытовые корпуса железнодорожного колледжа. Кстати, подумалось мне сейчас, почему не носящего имени кого-либо из своих прославленных выпускников? И это при том, что из стен прежнего училища вышло пять человек, ставших в Великую Отечественную войну Героями Советского Союзы: это Н.Я. Медведев, Э.Д. Потапов, Э.Д. Пронин, И.И. Фирсов, Н.А. Халяпин. А участник исторического Парада Победы в Москве (ныне, увы, покойный) потомственный железнодорожник Анатолий Дмитриевич Попов был полным кавалером прекрасных солдатских орденов Славы всех трёх степеней, что приравнено к званию Героя. Его имя высечено золотом среди имён других героев в Зале боевой славы на Поклонной горе в Москве.
Почему бы не быть железнодорожному колледжу имени А.Д. Попова?
Воинскую славу ветеранов Великой Отечественной с честью продолжило молодое поколение; выполняя интернациональный воинский долг в Афганистане, 34 выпускника училища, среди них Сергей Акулинин, Александр Геращенко, Эдуард Ломовских, были удостоены государственных наград, а после армейской службы вернулись на транспорт.
Как показал недавно проведённый в колледже социологический опрос, у 69,5% студентов за время учёбы повысился интерес к выбранной профессии, 74,7% намерены работать по осваиваемой специальности, 89% юношей и девушек не жалеют, что выбрали для обучения именно железнодорожный колледж. Вот это, наверное, и есть главное в самой природе существования кузницы замечательных рабочих кадров!
Пусть же всегда светят ребятам зелёные семафоры, пусть будет побольше радостей на выбранной ими трудовой колее. И, как любят говорить сами железнодорожники, пусть и преподавателям, и студентам - всем-всем-всем будет бархатным путь на их жизненных путях и перепутьях.