Лента новостей
Статья4 мая 2016, 15:20

О классике образования и о классическом образовании на Тамбовщине

Приближается пора выпускных экзаменов в школах, и многие ученики и их родители задаются непростыми вопросами: что делать дальше, какие благоприятные возможности и насущные проблемы необходимо учитывать при выборе дальнейшего образовательного пути сегодняшних выпускников? Ответить на них поможет председатель Тамбовского областного регионального отделения общества «Знание», проректор ТГУ имени Г.Р. Державина доктор экономических наук профессор Валентина Смагина.

Валентина Смагина.
Валентина Смагина.
-Валентина Викторовна, общество «Знание» - это наследник хорошо известной советской организации?
- Это то же самое общество. Сейчас оно переживает очевидный подъём, поскольку государство сделало ставку на дальнейшее развитие образовательной системы и просвещение гражданского общества.
- То есть государство берёт заботу об образовании нового поколения в свои руки?
- Не совсем так. Государство финансирует развитие школ и вузов, чтобы предоставлять учащимся образовательные возможности. Но чему и где учиться, решают сами ученики, точнее, в подавляющем большинстве случаев их родители. Государство ни за кого ничего решать не будет. Выбор вуза или колледжа во многом определяет дальнейший образовательный, профессиональный и в конечном итоге жизненный путь человека. Этот выбор - одно из самых ответственных решений, которые приходится принимать школьникам и их родителям. И, подчеркну, это очень сложное решение.
- И в чём, на ваш взгляд, главная сложность?
- Дело в том, что в современном мире, и Тамбов не исключение, структура производства и сферы услуг очень быстро развивается и стремительно меняется. Одни предприятия открываются, другие закрываются. Некоторые профессии, ещё недавно высокооплачиваемые, становятся малодоходными. Кроме того, часто люди вынуждены переезжать на новые места жительства. В общем, какая-то узкая специальность, соответствующая нынешним потребностям рынка труда, завтра может оказаться совсем не нужной или низкооплачиваемой. Узкий специалист обречён быть игрушкой в руках судьбы, точнее - в руках изменчивой экономической конъюнктуры.

- Значит, школьникам и их родителям нужно ориентироваться не на текущие, а на будущие потребности рынка труда?
- Формально правильная позиция. Однако в реальности это очень трудно сделать. Чтобы ориентироваться на будущие потребности рынка труда, их надо уметь прогнозировать. А ведь высшее образование - очень долгий процесс, четыре-шесть лет в среднем. То есть те усилия, время и деньги, которые вложены в обучение сейчас, только через несколько лет принесут первые плоды. Весьма трудно предвидеть, какие специальности будут востребованы на рынке и будут хорошо оплачиваться через такое количество времени. Вспомните, даже в СССР экономическое развитие планировалось (а значит, и прогнозировалось) только на пять лет. В современной же рыночной экономике ситуация ещё более переменчива. Кроме того, если человек захочет переехать на другое место жительства, там будет уже другой рынок труда. Как предсказать все эти факторы?

- Так какими же соображениями нужно руководствоваться при выборе образования? Ведь метод «проб и ошибок» здесь вряд ли уместен…
- Думаю, наиболее правильная и эффективная образовательная схема в общих чертах должна быть следующей.
Во-первых, высшее образование должно быть классическим. Именно классическое образование даёт базовые интеллектуальные навыки и фундаментальные профессиональные знания в какой-либо широкой области. Выпускники с таким образованием довольно успешны при устройстве на работу. Кроме того, у них больше шансов удержаться на плаву в случае серьёзных изменений в жизненных обстоятельствах или в экономике - будь то вынужденная смена места работы, карьерное продвижение, переезд, поиск более высокооплачиваемой должности. Основное классическое образование упрощает получение дополнительной профессии, если это вдруг потребуется. Если же у человека первое образование сугубо специализированное и база фундаментальных знаний узкая, ему трудно поменять или скорректировать свою профессию.
Во-вторых, образование, в которое вкладываются средства и часть жизни, должно быть для выпускника полезным ресурсом, а не декоративным украшением. Человек в нынешней ситуации должен быть готов к разным, подчас непредсказуемым, переменам на рынке труда. Чтобы добиться благосостояния и, что немаловажно, жизненной стабильности, нужно постоянно проходить повышение квалификации, а иногда и переквалификацию, вплоть до получения второго образования. Классическое образование - это такая страховка от превратностей рыночной экономики, поскольку оно открывает перед человеком больше возможностей, делает его карьерные перспективы многовариантными.
- Хотелось бы более чётко понять, что такое классическое образование...
- Классическое образование даёт студентам общие теоретические знания в довольно широкой профессиональной сфере и, кроме того, практические навыки, необходимые для разных видов деятельности в этой сфере. То есть, это довольно широкое образование. Оно не ориентировано на какой-то один конкретный вид деятельности. Это прежде всего фундаментальный вклад в личностное и интеллектуальное развитие студента. Классические университеты выпускают физиков, химиков, филологов, биологов, медиков, историков, экономистов, юристов, географов...
В чём преимущество такого образования? Могу привести такой пример. Представьте, что на некоем химическом предприятии потребовался лаборант, который должен тестировать образцы продукции. Предположим, что это относительно несложная задача. Можно подготовить узкого специалиста только для её решения - это будет довольно быстрое и малозатратное решение. А можно пригласить химика с фундаментальным образованием, который сможет выполнить эту задачу после коротких курсов повышения квалификации. Правда, обучение хорошего химика не может быть ни быстрым, ни дешёвым. Возможно, предприятию безразлично, какое образование у лаборанта. Но вот самому лаборанту далеко не всё равно. Во-первых, без фундаментального образования, не понимая, в сущности, смысла своей деятельности, лаборант никогда не сможет стать главным технологом на том же предприятии. Отсутствие хорошего первого образования, конечно же, препятствует карьерному росту. Во-вторых, если предприятие завтра закроют или «перепоручат» тестирование роботу, химик сможет легко найти другую работу. Химическая-то отрасль никуда не денется! А вот для «просто лаборанта» это может стать жизненной трагедией.
- На Тамбовщине доступно классическое образование?
- Классические университеты - это многопрофильные образовательные учреждения, которые ведут подготовку практически по всем ключевым специальностям, необходимым для нормального функционирования общества и экономики. Как правило, это большие и очень большие вузы, поскольку фундаментальная подготовка студентов невозможна без мощной материально-технической базы (лабораторий, научного оборудования, учебных корпусов, библиотек, общежитий). Кроме того, требуется многочисленный штат преподавателей с учёными степенями.
В России государство обеспечивает функционирование в каждой области одного или нескольких таких университетов, поскольку это жизненно необходимо для поддержания и развития интеллектуального, экономического и культурного потенциала регионального общества.
Вообще классические университеты - это своего рода исходный тип высших учебных заведений. Главный и старейший вуз России - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - создавался в середине XVIII века как классический и, конечно, остаётся таким до сих пор. Все ведущие университеты Европы - тоже классические. В относительно небольшой Тамбовской области такой университет - ТГУ имени Г.Р. Державина.

- Валентина Викторовна, большое спасибо за беседу.

Автор:Дмитрий Сельцер