Лента новостей
Статья24 мая 2014, 01:00

Остановивший время

Остановивший время

Подвалы простых, похожих друг на друга, как братья-близнецы, многоэтажек нередко таят в себе сокрытые от посторонних глаз секреты. В прохладном мраке бетонных и кирпичных склепов среди груды хлама, ветоши, отправленных в изгнание вещиц встречаются и редкостные сокровища, имеющие культурную, краеведческую, иные ценности. Важными покрытые пылью реликвии оказываются иногда не только для их владельцев, но и для других людей. В подвале одного из домов, расположенных на улице Интернациональной, хранятся плёнки, запечатлевшие жизнь города Мичуринска, его предприятий, организаций, учебных заведений середины ХХ столетия. Хозяин документальных фильмов, фотоснимков и он же их автор – Леонид Михайлович Калиниченко – ветеран педагогического труда, газетного дела, член Союза журналистов СССР и первый фотокорреспондент «Мичуринской правды».

СУДЬБОНОСНАЯ ПОКУПКА

Судьбу Леонида определила совершённая в его семье покупка. В шестнадцать лет скромный советский паренёк стал обладателем бесценного богатства - фотоаппарата. В его руках была чудесная вещица, способная ловить мгновения, сохранять давно ушедшие события, подмечать эмоции людей, отображать меняющиеся пейзажи. Искусство фотографии юноша осваивал самостоятельно. Все тонкости и премудрости постигал при помощи специализированных журналов, собственных проб, ошибок и находок. Вскоре снимки начинающего фотографа охотно стали печатать сначала в Тамбове в газете «Молодой сталинец», а затем и в газете «Мичуринская правда». Юноша взрослел, получал профессию, и всегда при нём был его верный товарищ - фотоаппарат. Возмужавший, уже не просто хороший парень Лёня, а педагог Леонид Михайлович продолжил дружбу с городским изданием. Только теперь, будучи уже в новом статусе наставника, он не только делился с газетой своими творческими работами, но и помогал своим воспитанникам в опубликовании их фотоэтюдов, фотозарисовок.

В КРУГУ
ВОСПИТАННИКОВ

Жизнь у героя нашего повествования била ключом: работая в образовательной сфере, он был ответственным за приём многочисленных делегаций школьников, жаждавших как можно больше узнать о деятельности учёного-селекционера И.В. Мичурина, а также познакомиться с городом, в котором жил и работал Иван Владимирович. Экскурсанты приезжали в Мичуринск из разных городов страны. Немало гостей прибывало из столицы. Гостиница не могла принять всех желающих. Леонид Михайлович договаривался о том, чтобы путников размещали в школах.
Довелось Калиниченко преподавать мальчишкам и азы радиодела. Больше же всего горящих глаз он видел, обучая ребятишек в фотокружке. Школьники вникали во все нюансы создания фотографии: не только выбирали нужный ракурс, наводили объектив, снимали, но и сами готовили проявляющие растворы и проявляли плёнки. Одним из самых даровитых учеников Леонида Михайловича оказался будущий кинооператор, режиссёр-постановщик Юрий Марухин. Юра вместе с приятелем Володей Романовым из любопытства как-то заглянул в фотокружок. Да так там и остался. У приятелей не было фотоаппаратов, но педагог сумел уговорить товарищей влиться в сплочённый коллектив его питомцев и показал, что в фотоделе при желании иногда можно обойтись и без самого главного. Он поразил мальчишек возможностью при помощи бумаги, веточек, кистей, спичек, любого подручного материала, проявителей и фотобумаги создавать необычные оригинальные изображения.
Юные фотографы вместе со своим наставником путешествовали по окрестностям города, совершали походы в ЦГЛ на Конскую гору, на Татарский вал, устраивали фотоохоту на живущих на Горелом болоте квакушек, а если везло, то и на красавцев-журавлей. Лучшие работы кружковцев публиковались на страницах «Мичуринской правды». Сколько волнения, радости доставляли школьникам их появившиеся в газете снимки! Ребята кипами скупали в киосках заветные выпуски городского периодического издания.

ЗАМАНЧИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как-то раз на занятие к Л.М. Калиниченко пришли гости из «МП»: главный редактор газеты Иван Иванович Дубровский и ответственный секретарь Иван Ильич Скоркин. Визитёры подождали, пока педагог освободится, и приступили к уговорам. Убеждали его перейти работать в редакцию. Там, мол, ставка открывается: фотокорреспондента. Леонид Михайлович не смог устоять против такого заманчивого предложения.
В редакции, за исключением корректоров, работали одни мужчины. Небольшой, но сплочённый коллектив трудился, подобно пчёлам. Корреспонденты, не зная устали, собирали информацию, писали, редактор совместно с заместителем, ответственным секретарём задавали тон всему творческому процессу, планировали номера, распределяли задания, ставили цели и задачи. Привыкшему к активному образу жизни новичку такая кипучая деятельность пришлась по сердцу. Не смущало даже то, что над созданием газеты частенько приходилось засиживаться до петухов. Особенно ратовал за труд в любое время суток новый редактор Д.А. Семёнов. Следом за ним пришёл талантливый руководитель И.А. Крылов. Газета при Игоре Александровиче поднялась на новый уровень: стала ещё насыщеннее, интереснее, тираж издания повысился в разы. Для «Мичуринской правды» приобрели ротационную печатную машину, способную за непродолжительный отрезок времени напечатать десятки тысяч номеров.
УДАЧНЫЕ НАХОДКИ

Со временем Леонид Михайлович стал не только фотографировать, но и писать заметки и перешёл на должность корреспондента. Живописал о разных городских событиях, праздниках, трудовой деятельности представителей разных профессий. Любимым жанром у литработника был фоторепортаж.
Газета старалась всегда оставаться на пульсе времени, сообщая не только о местных радостях и горестях, но и важных событиях страны. Любая публикация, особенно первополосная, нуждается в достойной иллюстрации. Если речь в ней велась о Мичуринске, его окрестностях, проблем не возникало. А вот как быть с оперативным получением снимков из столицы? Находчивый фотограф придумал выход из затруднительного положения. Выдающихся людей страны, первых лиц государства он фотографировал с экрана телевизора. Сначала опробовал внезапно возникшую идею на лучезарно улыбающемся с чёрно-белого экрана Юрии Гагарине, затем, окрылённый успехом, и на других популярных личностях. В результате «МП» по оперативности подачи важных фотоснимков опередила областную прессу.
Фотографии для газеты должны были соответствовать ряду требований, главное из которых – как можно меньше деталей на изображении и отсутствие любых теней. При несоблюдении этих правил на ротационной печати свежий номер мог получиться с размазанными пятнами вместо хороших иллюстраций.

ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ…

Помимо фотографии, ещё одной страстью Леонида Михайловича стало кино. На накопленные деньги он приобрёл кинокамеру и стал готовить документальные фильмы. Одним из самых первых был о работе в редакции «МП». Снятый на восьмимиллиметровую плёнку ролик сотрудники газеты пересматривали неоднократно. Сейчас ценная плёнка хранится в подвале Л.М. Калиниченко. А вместе с ней и множество других отснятых материалов. Оператор-любитель организовал в Мичуринске фестивали авторского кино, на которых раз в год демонстрировали свои произведения такие же энтузиасты, как и идейный вдохновитель этих встреч. Сам он снимал фильмы о жизни города, о борьбе с пьянством, о передовиках производства. С просьбами подготовить кино об учебных заведениях к нему обращались директора техникумов, просили помочь с подготовкой важных конференций руководители города. Одну из своих киноработ о Мичуринске наш герой возил на Саратовскую киностудию, где мастеру-самоучке специалисты на современной аппаратуре помогли его творение перевести на широкий формат. Посмотреть этот фильм в кинотеатре «Октябрь» собралось множество горожан. В числе зрителей оказался и бывший воспитанник Леонида Михайловича, оператор, кинорежиссёр, сценарист Юрий Александрович Марухин.
После работы корреспондентом в «Мичуринской правде» герой нашей публикации некоторое время трудился в должности директора типографии, затем его вновь потянуло к молодёжи. Ушёл в педагогический институт, где до 72 лет на кафедре биологии учил студентов осваивать «технические средства». Как прежде в Доме пионеров, затем в редакции, создал здесь фотолабораторию, старался привить ребятам любовь к кино и фотографии.

Мелькают дни, недели, месяцы, года, уходят люди, рождаются другие. И лишь на фото-, киноплёнках бег времени остановился, лица по-прежнему молоды, их выражения серьёзны или радостны, взгляды устремлены вперёд. В архивах «МП» бережно хранятся номера газеты, со страниц которых смотрят наши неувядающие от времени земляки. Немало среди них и работ Л.М. Калиниченко – фотографа, кинолюбителя, первого фотокорреспондента «Мичуринской правды» и просто замечательного человека.

Автор:Юлия Голышкина