Лента новостей
Статья28 июля 2015, 23:00

От Сталинграда до Берлина

Виктор Васильевич Данилов бережно хранит фотографии и документы своего отца, ветерана Великой Отечественной войны Василия Константиновича Данилова.

В.К. Данилов (второй слева) с однополчанами.
В.К. Данилов (второй слева) с однополчанами.

Самый раритетный снимок сделан у стен Рейхстага в Берлине. На нём советские солдаты и офицеры стоят плечом к плечу, словно продолжая защищать боевые позиции, а позади, на стенах цитадели фашизма белеют нацарапанные победителями письмена. Три с лишним года шёл к заветной цели капитан Данилов, преодолевая страх, превозмогая боль, перенося жару и холод, отмеряя тысячи километров дорог и бездорожья. Юбилеи победы - это и его юбилеи: в апреле 2015 года ему могло бы исполниться 100 лет.

О том, что может начаться война, от младшего комсостава скрывали, но почему-то в мае 1941 года из пехотной школы далёкого Благовещенска младшего лейтенанта Данилова спешно перебросили в авиашколу на Северный Кавказ. Там вчерашний наземник стал осваивать основы лётного дела. А менее чем через год, так и недоучившись на пилота, оказался на переднем рубеже фронта - в Сталинграде, как раз накануне одного из самых кровопролитных сражений минувшего столетия.
Многих историков мучает вопрос: почему для гитлеровцев было принципиально важно не просто осадить волжский город, а сровнять его с землёй. Дело в том, что само название, связанное с именем Сталина, имело для фашистов громадное политическое и психологическое значение. Под давлением четырёхкратно превосходящих сил противника советские войска медленно отступали. За их спинами стояли загранотряды, безжалостно расстреливающие тех, кто поворачивал назад без приказа.
Но, несмотря на все усилия, 19 августа 1942 года немцы прорвались к Волге. Начались уличные бои. Наиболее тяжёлыми оказались противостояние на высоте 102, называемой Мамаевым курганом, и битва за тракторный завод, продолжавший выпускать военную технику даже под звуки артиллерийской канонады. Здесь, в районе тракторного, заместитель командира стрелковой роты В.К. Данилов получил серьёзное ранение в бедро. Произошло это в тот момент, когда неукомплектованное подразделение без поддержки артиллерии атаковало противника. Задача была практически невыполнима. Наших пехотинцев подпустили на расстояние пулемётного выстрела и открыли по ним сумасшедший огонь. Полроты полегло в один миг, остальная половина неимоверным усилием сдержала натиск гитлеровских войск. Вскоре на груди офицера В.К. Данилова заблестела медаль «За оборону Сталинграда».
Несколько месяцев ушло у Василия Константиновича на залечивание раны, после чего в марте 1943-го он вновь пополнил ряды воюющих, попав на 3-й Украинский фронт в район Мариуполя. Вопреки мнению новоявленных украинских историков от политики в состав боевых частей фронта входили не только жители Украины, но и представители других национальностей Советского Союза, и все они воевали за единую Родину. К тому времени переломный момент войны уже произошёл, и моральный дух советских солдат был на высоте. Воздушные, танковые и общевойсковые армии 3-го Украинского освободили Днепропетровск, Запорожье. Николаев, Одессу… Две именные благодарности, объявленные по приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина, хранящиеся в архиве семьи Даниловых, служат живым напоминанием о тех героических событиях. В январе 1944 года во время наступления на никопольско-криворожском направлении заместитель командира стрелкового батальона В.К. Данилов снова получил боевую отметину. На сей раз от ранения пострадало плечо. Вся зима и начало весны ушли на восстановление здоровья. И вновь молодой организм справился с серьёзным испытанием.
Тем временем боевые действия переместились в Германию. Самой крупной наступательной операцией последних месяцев войны стали осада и штурм немецкого города-крепости Бреслау. Фашисты собрали в один слабеющий кулак все оставшиеся силы. В составе 40-тысячного немецкого гарнизона нашей армии противостояли несколько стрелковых дивизий, сорок народных штурмовых батальонов, разрозненные части военных училищ, авиаполевые части Люфтваффе, гитлерюгендовская молодёжь и местная полиция. Десятки штурмовых орудий, гаубичных батарей, управляемых самоходных противотанковых мин «Голиаф» на протяжении без малого трёх месяцев обрушивали на наших бойцов смертоносный огонь. Весь город был перестроен под плацдарм, и даже на его центральной улице незадолго до осады началось строительство взлётно-посадочной полосы. «Германский Брест» пал буквально за три дня до 9 Мая.
И в третий раз над головой капитана Данилова сгустились тучи. На сей раз он чуть не пал от рук своего же руководства. Незадолго до осады Бреслау Василий Константинович получил приказ командира дивизии в течение суток взять высоту. Разведка донесла, что подступы к высоте заминированы. В первые же минуты штурма сапёры понесли серьёзные потери. Тогда решено было изменить тактику: в лоб не брать, а обойти укрепление с флангов. Боевую задачу выполнили за двое суток, а главное – сохранили людей. Однако недовольный проволочкой командир опрометчиво обвинил руководителя операции в неисполнении приказа и тут же без всякого трибунала направил на него оружие. Если бы не два сопровождавших Данилова бойца, вскинувших в ответ винтовки, жизнь офицера могла бы оборваться по недоразумению. Ночью обидчик, остыв от напряжения, предложил мировую. За прорыв обороны немцев на западном берегу реки Одер и взятие крепости Бреслау военнослужащий получил ещё две благодарности и орден Отечественной войны I степени. Всего же парадный костюм победителя украсили три боевых ордена и две медали.
Вскоре за большим семейным столом в рязанской деревне Катино собрались три брата: старший – сапёр Константин рассказывал, как в первые месяцы войны попал в плен, но сумел бежать по пути из эшелона и вышел к своим, младший – связист Иван с тяжёлым ранением на год раньше победного 45-го вернулся домой и возглавил колхоз, средний – пехотинец Василий задержался в армии до 1946 года, считая дни до окончания службы. То-то было радости от долгожданной встречи! К братьям присоединился и их племянник – танкист Николай, принявший боевое крещение в сражении под Прохоровкой на Курской дуге.
Чудеса да и только: каким образом удалось выжить в адском пекле всем четверым членам одной семьи в то время, когда их односельчане горько оплакивали погибших мужей, сыновей и братьев? Даниловы всю жизнь верили – их вымолила мать, крестьянка Прасковья Прокофьевна, с 1941 по 1945 год каждое воскресенье за шесть километров ходившая в храм села Зимарово.
После окончания войны, получив должность заместителя военного коменданта города Мичуринска, Василий Константинович Данилов осел в нашем городе. Эта полувоенная работа очень подходила фронтовику: был он человеком решительным, патриотически настроенным, боевым. В дальнейшем ему пришлось потрудиться в ещё более горячих условиях – он стал начальником городской пожарно-сторожевой команды. Прожив до 81 года, ветеран войны оставил после себя достойную смену - четырёх сыновей, двух дочерей, внуков и правнуков. Теперь им хранить завоевания героического отца и деда.

Автор:Ирина Адам