Пассажир поезда Рязань-Козлов

15 апреля 2011, 23:00 2365
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (04/14/2011 - 14:37)

И.В. Мичурин. 1885 г.

Полагаю, что многие горожане не раз задавались вопросом: почему хрупкий 17-летний паренёк в один из днейдалёкого 1872 года сошёл именно на козловский перрон с подножки пассажирского поезда, прибывшего из Рязани.

Юный Ваня Мичурин для своего местожительства, конечно же, мог выбрать любой другой город Российской империи, если бы на тот момент был полномочен в принятии самостоятельных решений. Однако его трудоустройством занимались опекавшие его родственники - не чаявшая в племяннике души тётка Татьяна Ивановна Биркина-Мичурина и её брат - Лев Иванович Мичурин, служивший в ту пору председателем Пронской уездной земской управы Рязанской губернии.
Юного Ваню, оставшегося рано без родителей (мать умерла от горячки в возрасте 33 лет, когда мальчику едва исполнилось четыре года, отец, помешавшись рассудком, попал в Рязанский сумасшедший дом), родственники готовили для поступления в Санкт-Петербургский лицей, закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Согласно уставу 1848 года лицей готовил воспитанников для гражданской службы во всех ведомствах, в том числе и для Министерства иностранных дел, и находился под особым покровительством российских императоров. В разное время это учебное заведение окончили А.С. Пушкин, государственный деятель А.Б. Лобанов-Ростовский, революционер М.В. Петрашевский, писатель М.Е. Салтыков-Щедрин и многие другие. Кто знает, если бы юному Ване Мичурину удалось-таки окончить это элитарное учебное заведение, стал бы он тем, кем стал? И какого деятеля науки, культуры, образования Россия в его лице потеряла? А шансы поступить в Санкт-Петербургский Александровский лицей у Вани были. Дело в том, что его двоюродный дядя Сергей Гаврилович Биркин долгое время был инспектором этого учебного заведения и, полагаю, не без протекции батюшки в лицей поступили, а затем и окончили его сыновья и троюродные братья Мичурина - Лев и Пётр.
Кстати, мной уже упоминалось о том, что семьи Мичуриных и Биркиных с давних времён состояли в родственных отношениях. Вполне возможно, что начало их родству было положено в 1814 году, когда при крещении одного из детей рода Биркиных восприемницей как раз и была майорша Мария Матвеевна Мичурина - бабка Ивана Владимировича.
Будучи родственниками, представители этих династий с незапамятных лет и жили-то по соседству. Так, Мичуриным принадлежали село Алабино и деревня Мичуровка (Долгое) Архангельской волости, а также деревня Ухорские Выселки Юраковской волости Пронского уезда. Биркины испокон века владели деревней Николаевкой и селом Филатово всё той же Юраковской волости. Однако и здесь не всё однозначно. Согласно имеющимся у автора документам деревня Долгое, ставшая со временем Мичуровкой, долгое время была родовой вотчиной именно Биркиных. Первые сведения о ней мы находим в хрониках 1732 года, когда деревня с 327 крепостными была записана за коллежским асессором Фёдором Ивановичем Биркиным, а уж от него перешла к его сыну штабс-капитану Гаврилу Фёдоровичу, затем к внуку - провинциальному секретарю Владимиру Гавриловичу Биркину. Кстати, его-то и крестила бабка Мичурина.
А вот влиятельный вельможа П.Г. фон Дервиз, сыгравший в судьбе Вани Мичурина определяющую роль, коренным помещиком Рязанской губернии не был. Павел Григорьевич родился у нас на Тамбовщине в городе Лебедяни, что, впрочем, не помешало ему впоследствии стать главным концессионером по строительству Рязано-Козловской железной дороги. Всё дело в том, что в 1865 году в нескольких километрах от села Старожилово Пронского уезда прошёл участок нового железнодорожного полотна. Тут-то концессионер и обратил внимание на живописные места по берегам реки Истья. Вскоре более 3000 десятин земли были приобретены Павлом Григорьевичем у местной помещицы княгини Орловой. Так П.Г. фон Дервиз стал рязанским помещиком и соответственно соседом Мичуриных и Биркиных.
Относительно того, кто из родственников Мичурина замолвил-таки словечко о сироте Ване перед именитым соседом, официальные биографы И.В. Мичурина предлагают разные версии. Одни считают, что этим человеком стала тётка Татьяна Ивановна, которая лично просила фон Дервиза о трудоустройстве племянника. Другие не без основания полагают, что за Ваню просил дядя Лев Иванович, используя своё положение председателя Пронской уездной земской управы. Думаю, правы и те, и другие. В роли ходатаев они могли выступить сообща. Так или иначе, но именно благодаря соседству фон Дервиза, а также тому, что уже в сентябре 1866 года Козлов был связан с Рязанью железнодорожной магистралью, судьба юного Вани Мичурина была предрешена. Осталось лишь дождаться, пока станция Козлов обрастёт инфраструктурой: складами, пакгаузами, запасными путями, железнодорожными мастерскими, различными конторами и службами. Через шесть лет, к 1872 году, станция была уже практически сформирована. В новой товарной конторе открылась вакансия, куда и был с соответствующей рекомендацией откомандирован 17-летний Иван Мичурин.