Лента новостей
Статья20 мая 2010, 01:00

Перекличка эпох

Перекличка эпох

В ставшем теперь уже далёким 1967 году, когда праздновалось 50-летие Революции, от истоков великой сибирской реки Лены к устьям Арктики в тяжёлый путь протяжённостью 2500 километров отправился построенный точно по старинным чертежам карбас (не путать с баркасом!) "Микешкин". Названный так по имени легендарного тамошнего купца Микешкина - человека необыкновенной честности, порядочности, благородства. В составе полярной экспедиции были всемирно известный поэт Евгений Евтушенко - уроженец иркутской станции Зима, собственный корреспондент газеты "Известия" по Восточной Сибири Леонид Шинкарёв (кстати, именно "Известия" выступили тогда организатором супердальнего похода), строители, инженеры - люд не морской, не речной, не "водоплавающий", но тренированный, полный сил, воли, энтузиазма...
...И идёт наш задира "Микешкин"
Проторить к океану тропу,
Будто маленький, гордый мятежник,
Заломив, словно кивер, трубу...
Так напишет о том странствии в "Стихах из бортжурнала" Евгений Евтушенко.
"Для журналиста отправиться в путешествие означает нырнуть на большую глубину и только там, под водой, решать, к какому плыть берегу, левому или правому", - поделится своими соображениями о целях и задачах похода в ответном письме ко мне - тогда студенту факультета журналистики Воронежского госуниверситета, готовившему курсовую работу по "Микешкину", Леонид Иосифович Шинкарёв. Капитан карбаса, журналист и писатель милостью Божьей, автор замечательных книг, очерков и статей. И он не просто излагал тезисы - был верен им!
За два с половиной месяца экспедиции по речным и океанским просторам Л. Шинкарёв телеграфом, телефоном, факсом передал в московскую редакцию "Известий" добрых полтора десятка путевых очерков - деловых, смелых, постановочных. По которым впоследствии было принято немало партийно-правительственных постановлений, впрямую касавшихся тем и проблем, вживую увиденных, осмысленных, проанализированных журналистом. Вот сила печатного слова! Шинкарёв писал об усилении внимания к пакетированию малых грузов, обеспечении работой представителей малых народностей, экологии пролива Де Лонга, строительстве постоянного жилья, а не временных вагончиков-балков для людей, прибывающих с Большой земли на северный материк в поисках сезонной работы, но готовых остаться тут навсегда, будь созданы им человеческие условия быта, назначена достойная оплата неимоверно тяжкого труда... А о каких чудесных людях, встретившихся на берегах Лены большому поэту и известному журналисту, рассказали затем по свежим впечатлениям Евгений Евтушенко и Леонид Шинкарёв в стихах и публицистике...
Обо всём этом ярко и живо вспомнилось мне при чтении опубликованного в "Мичуринской правде" репортажа главного редактора газеты Михаила Белых "Другая жизнь". Журналиста, принявшего участие в недельном 400-километровом речном походе от мичуринского села Тарбеево до славного града Воронежа на старинном струге -жаль, имеющем только бортовой номер, но не имеющем пока названия. (К слову, не объявить ли соответствующий конкурс имянаречения корабля-первопроходца?).
Безусловно, событием и событием крупным, масштабным, достойным подарком истории нашей страны, её славному флоту, 65-летию Великой Победы, всему городу Мичуринску, отмечающему в этом году вместе с Мичуринским районом своё 375-летие, и Тамбовской области стал этот поход группы смельчаков-энтузиастов. Не жажда славы, тем более тщеславия, не погоня за дешёвым эпатажем двигала этими людьми, а непоказная любовь к большой и малой Родине, чувство истинного патриотизма, желание доказать себе и миру, что нынешнее поколение потомков-россиян ничуть не хуже их далёких предков, пращуров-прадедов. Которые здесь же, на первых самодельных верфях, закладывали первые струги, отправляли их на Азов...
Конечно, абсолютно несопоставимы те и эти времена. Ориентирующиеся ночью по звёздам, а днём - по несовершенным речным картам-лоциям корабелы, мореходы позапозапрошлого столетия и мечтать не могли о метеорологических спутниках ХХI века, великолепных навигационных приборах, которые вели сегодняшний мичуринский струг по запутанным, извилистым, в десятках проток, к тому же заросшим (увы!) среднерусским рекам и течениям. И не только заросшим тиной, заболоченным ряской, но и, как с горькой иронией пишет автор репортажа М. Белых, "...главное русло реки показывают прибившиеся к берегам пустые пластиковые бутылки. Зрелище не из приятных, однако фарватер обозначается чётко".
С сожалением думаешь по этому поводу, что и у нас, на суше, сразу же после таяния снега повсеместно вырастают айсберги мусора, грязи, пластиковых отходов, которые обозначают главные русла - творения пакостливых рук аборигенов, взывающих тем не менее с гневными упрёками не к себе, а к местной власти. А кто творцы свалок?
Прекрасный получился репортаж у лауреата премии Союза журналистов России Михаила Белых. Передана масса интересных наблюдений, ценных деталей, свежих заметок, любопытных подробностей - наверняка члены экспедиции не пожалели, взяв в свою команду человека пишущего. Но он же не только корпел над блокнотом и фотографировал, а и, как все, налегал на вёсла, подставлял плечо, сталкивая струг с мелководья, таскал хворост к прибрежному костру...
Журналист не мог не пройти и мимо проблем, настойчиво стучащих в дверь: это вопросы всё той же исторической памяти, которые должны подхватить и продолжить представители молодого поколения. Это привлечение полных сил, здоровья, спортивного азарта и честолюбия ребят к таким же походам, чтобы отвлечь их от сомнительных забав на вечерних улицах и в подворотнях. Это призыв к возрождению, восстановлению облика сёл, городков, поселений, встретившихся на пути экспедиции...
"Одно дело - изучать прошлое родного края по книгам в тиши учебной аудитории, другое дело - быть свидетелем развития истории, прикасаться к живым памятникам материальной и духовной культуры. Такие жизненные уроки не забываются", - совершенно справедливо делает вывод главный редактор "Мичуринской правды", участник похода М.П. Белых.
Самых добрых слов и признания заслуживают устроители экспедиции, взвалившие на себя очень непростые затратные обязанности - от строительства судна до экипировки, снаряжения как струга, так и экипажа. Это прежде всего генеральный директор завода "Прогресс", неутомимый поборник физкультуры, спорта, здорового образа жизни Владимир Анатольевич Дмитриев, его друзья и коллеги, разделившие бремя сложных обязанностей. Успех ставшего историческим похода, наверное, окупает все расходы и усилия. Молодцы!
Сделано великое, доброе, государственной значимости дело, за которое искреннее спасибо говорят и предки, и потомки. А что касается новых предстоящих походов, экспедиций, путешествий, которые наверняка будут, то пусть полнятся вольными просторами России поднятые вами паруса! Семь футов под килем! Успешного преодоления всех жизненных невзгод, отмелей и речных перекатов!

Автор:Валерий Аршанский