Лента новостей
Статья29 марта 2014, 01:00

Переживший все революции

Электромашинный цех. Фото из архива завода.
Электромашинный цех. Фото из архива завода.

Уважаемые читатели! В начале марта мы рассказали о готовящемся к выходу в свет двухтомнике «Очерки по новейшей истории Тамбовской области».С этой публикации начинается серия материалов, рассказывающих о предприятиях Мичуринска, сумевших выстоять в период обвала отечественной промышленности и продолжающих производить востребованную обществом и государством продукцию. Сегодня мы расскажем об открытом акционерном обществе «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем».

Чтобы поддерживать в исправном состоянии паровозы и вагоны, принадлежащие дороге, были возведены в 1866 году Козловские железнодорожные мастерские. Площадь крытых помещений мастерских составляла 1710 кв. саженей (0,4 кв. км). Здесь производили тяжёлый (капитальный) ремонт паровозов и вагонов, принадлежавших Рязано-Козловской железной дороге, а также выпускали чугунное и медное литьё и стальные поковки для депо дороги. Кроме капитального ремонта вагонов, производилась также постройка пассажирских и товарных вагонов. Численность работников мастерских в 1867 году составляла 149 человек.
Козловские мастерские имели два отделения: паровозное и вагонное, а также вспомогательные цеха: кузнечный, деревообделочный и механический.
В октябре 1928 года предприятие было реорганизовано в Козловский паровозоремонтный завод, и к 1932 году выпуск из ремонта паровозов был доведён до 50 единиц ежемесячно. В годы Великой Отечественной войны завод был переориентирован на выпуск продукции для фронта.
В послевоенное время предприятие постоянно совершенствовалось. В 1969 г. началась его реконструкция, предусматривающая переход на капитальный ремонт маневровых тепловозов ЧМЭ2 и ЧМЭ3, поставки которых велись соответственно с 1959 по 1964 г. Первым 24 мая 1973 г. вышел из ремонта тепловоз ЧМЭ3-002, приписанный к Московской дороге. А 2 августа 1976 г. с выпуском из ремонта последнего паровоза Эр-766-28 произошёл полный переход на тепловозоремонтное производство. В память об этом на территории завода установили паровоз ЭУ-703-49.
Перепрофилирование МЛРЗ проходило без остановки производства, что вынудило приспосабливать и перестраивать старые помещения. В бывшем паровозосборочном цехе был организован электромашинный, в котором освоили капитальный ремонт электрических машин как для тепловозов, восстанавливаемых на заводе, так и для других ремонтных предприятий и депо. К началу 80-х годов ХХ века завод вышел на проектную мощность по капитальному ремонту тепловозов ЧМЭ2 и ЧМЭ3. При этом производственные возможности предприятия превзошли потребности сети дорог в этом виде ремонта.
Тогда Министерство путей сообщения СССР поручило заводу освоить капитальный ремонт маневровых тепловозов ТЭМ1. При этом, кроме ремонта в обычном объёме, на части локомотивов штатные дизель-генераторы 2Д50, имевшие предельный износ, заменялись на более мощные силовые установки от тепловозов ЧМЭ3. Ранее такую модернизацию проводил Астраханский тепловозоремонтный завод, но мичуринские специалисты, накопившие богатый опыт ремонта машин серии ЧМЭ3, коренным образом усовершенствовали конструкцию многих узлов локомотивов ТЭМ1, которым затем присваивали обозначение ТЭМ1М.
Первый модернизированный тепловоз ТЭМ1М-0111 вышел из капитального ремонта 13 января 1984 г. После распада СССР серьёзные проблемы возникли с локомотивами М62 и ТЭП60, которые до того времени ремонтировал только Полтавский тепловозоремонтный завод, находящийся на Украине. В начале 90-х годов в Мичуринске первыми в России освоили капитальный ремонт этих тепловозов.
В 1998 году завод был преобразован в производственный кооператив «Милорем».
Экономический кризис 2008-2010 годов практически парализовал работу предприятия, поставив завод на грань банкротства. Сложившаяся ситуация потребовала серьёзных перемен. Смена руководства, реорганизация завода в 2010 году в ОАО «МЛРЗ «Милорем» и привлечение инвесторов позволили «оживить» простаивавшее более полугода предприятие.
Основной вид деятельности предприятия в настоящее время - капитальный ремонт тепловозов ЧМЭ3 и М62 всех модификаций, ремонт тепловозного оборудования и изготовление запасных частей для тепловоза ЧМЭ3.
На предприятии трудятся более 1700 человек.

Руководителями завода в разные годы были:
А.П. Лутохин, 1904-1906 гг.
А.И. Зайцев, 1922-1930 гг.
П.С. Сорокин, 1930-1935 гг.
В.И. Толмазов, 1936-1940 гг.
П.И. Гаврилов, 1940-1941 гг.
М.М. Безделин, 1941-1945 гг.
И.В. Бусыгин, 1945-1960 гг.
А.Е. Цаценко, 1960-1969 гг.
Г.С. Жданов, 1969-1975 гг.
А.В. Леженкин, 1975-1982 гг.
В.Г. Жданов, 1982-2010 гг.
А.А. Солодкий, 2010-2011 гг.
А.В. Агафонов, 2011-2013 гг.
А.Н. Коршиков, 2013 г. - по настоящее время.

ОАО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», по сути, градообразующее предприятие, оно занимает одно из ведущих мест в железнодорожной отрасли.
В России сохранилось не так много заводов с более чем столетней историей, которым удалось пережить все революции - политические, технические, экономические и при этом не просто выстоять, а превратиться в мощное современное предприятие, способное качественно ремонтировать локомотивы для сети железных дорог России и ближнего зарубежья.

Автор:Публикация подготовлена специалистами завода.