Он первые радости жизни пережил в Козлове

13 апреля 2012, 23:00 2558
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (04/12/2012 - 12:37)

Один из последних февральских этого года номеров "Литературной газеты" открылся большим портретом классика русской и советской литературы (а значит, и мировой) - Константина Александровича Федина. Так главная писательская газета современной России отметила столетие писателя (родился 12 февраля 1902 года).

На снимке - престарелый писатель, миллионам читателям-россиянам запомнившийся человеком, отмеченным мужественной мужской красотой, задумчиво и вопрошающе смотрит в наши дни: что там в нашем Отечестве теперь, после конца советской власти, искусству русского слова в которой он посвятил всю свою долгую жизнь?
С должной уважительностью отмечено, что Константин Федин остаётся автором первого в русской литературе ХХ века и, может быть, самого пронзительного романа о судьбе русского интеллигента в "буреломе" гражданской войны и нэпа - "Города и годы", и первого советского политического романа - "Похищение Европы". Наконец - "Костёр", оставшаяся незавершённой последняя часть трилогии, основанная автором почти на исключительно русском материале. Вместе с романами "Первые радости" и "Необыкновенное лето" - это подлинно эпическое, трёхчастное полотно, глубокое раздумье об историческом пути России, о нравственных проблемах революции.
Наш Козлов для саратовского юноши Константина Федина, где он студентом Коммерческого училища пожил лучшие годы взросления, по признанию уже маститого прозаика, был городом, о котором он "всегда думал с тёплым чувством".
Здесь, в Козловском коммерческом, благодаря замечательным преподавателям-словесникам он как бы заново перечитал и по-новому осмыслил великие произведения русской литературы, найдя в них, по собственному признанию, "ни с чем не сравнимую отраду". У нас же и пришла ему счастливая, определившая всю его судьбу мысль - отдать всего себя писательскому труду.
После первых же удачных опытов, уже как автор свежих по мысли и форме прозаических произведений Константин Федин был принят в творческое содружество "Серапионовы братья", объединившее в 20-х годах прошлого столетия таких разных, а впоследствии прос- лавленных прозаиков и поэтов, как Николай Тихонов, Вс. Иванов, М. Зощенко, М. Слонимский, Н. Никитин, В. Каверин, Е. Лунц, Е. Полонская.
Пройдут годы, Константин Федин возглавит Союз советских писателей, созданный под слово и авторитет Максима Горького. Федин, мечтавший (об этом в письме его Всеволоду Иванову, 1925 год) о литературе "без Кремля, без социологии, без всех узаконенных и приятных ослам и львам аксессуаров, но очень хорошей", станет, в первую очередь сам, вместе с писательским сообществом огромной страны с её прежней лучшей в мире реалистической литературой Толстого и Достоевского наполнять великими человеческими смыслами Россию нового невиданного социального строя.
Ему же и будет поручено Кремлём в середине прошлого века готовить съезд молодых писателей, а предварительно написать статью о воспитании творческой молодёжи.
…В самом конце 40-х прошлого века выходит роман Константина Федина "Первые радости". В нём уже известный писатель обратится к периоду своей молодости в нашем городе на козловой горе.
Вот строки из "Первых радостей".
"…Дом, где Пастуховы проживали вторую неделю, принадлежал не слишком заметному торговому человеку, сын которого состоял директором городского театра… Директор знал драматурга Пастухова по имени, его самолюбию было приятно сделать семье одолжение, и в результате они устроились в двух недурных комнатах неподалёку от главной улицы…".
Этот дом, в который Константин Федин поселил своих романных персонажей в конце лета 1919 года, как раз на время знаменитого рейда в Козлов казачьего атамана Мамонтова, хорошо известен мичуринцам как дом Корниловых, давших городу театрального деятеля и писательницу Марию Корнилову. В пятидесятые годы один из благодарных читателей романа, художник Аркадий Платицин, его нарисует. Рисунок будет опубликован в "Мичуринской правде" и по инициативе журналистов отослан в Москву Константину Федину. И он ответил редакции:
"Большое спасибо за рисунок А.В. Платицина, изобразившего дом Корнилова - последнее моё обиталище из немалого числа квартир, на которых довелось мне стоять в годы 1908-1911. Дом хорошо памятен мне, и рисунок, отразивший не только прошлое, но как бы весь последовавший более чем 50-летний период времени, который запечатлел на знакомых стенах испытания целого полувека, - этот рисунок выполнен мастерски…
О городе Козлове я думаю всегда с очень тёплым чувством. Три учебных года, проведённых в Козлове, наполнены были мечтами и надеждами, во многом оправдавшимися. Именно в те годы я испытал тягу к литературной работе и стал строить планы писательской будущности… Как мне было знать, что уже через два года я напишу свой первый рассказ под впечатлением козловской жизни в духе… Гоголя, чего я и вовсе искренне не подозревал".
Это был рассказ "Случай с Василием Порфирьевичем", написанный ещё во время учёбы Федина в Козлове, в 1910 году.
Константин Александрович скончается в 1977 году, через год ему было бы 80. Он не доживёт до очередного "бурелома" в России - Горбачёвской перестройки, постепенно превратившей самого благодатного читателя русской и советской классики в приобретателя ходовой литературы, главным образом детективов.
В марте этого года ветерану Великой Отечественной художнику Аркадию Васильевичу Платицину, большому и искреннему почитателю таланта Константина Федина, исполнилось 89 лет. Здоровья ему и терпения в нашей такой сумбурной и странной жизни, которую писатель Федин, как мог, наполнял любовью к своему великому народу.