Лента новостей
Статья20 октября 2012, 01:00

Первый священномученик

А.Е. Черменский выступает перед учащимися.
А.Е. Черменский выступает перед учащимися.

Русская Православная Церковь богата примерами подвижничества и святости. И даже в хорошо исследованной истории Православия находятся фигуры святых, о которых говорится и пишется незаслуженно мало, и часто пишут без понимания истинного масштаба личности и оставленного ею наследия.

Почти месяц живёт в келии Свято-Троицкого мужского монастыря (под Мичуринском) московский учёный, профессор церковной истории Александр Евгеньевич Черменский, занимается в мичуринских городских и научных библиотеках, выступает в разных аудиториях с лекциями и беседами, даёт интервью.
Тема его многолетних занятий и выступлений подсказана историей семьи. Дело в том, что Черменские и Богоявленские - это один священнический тамбовский род, связанный с севером бывшей Тамбовской губернии (с. Чермные Темниковского уезда ныне находится на территории Республики Мордовия). Из этого рода вышли митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Василий Никифорович Богоявленский (1848-1918), архиепископ Василий (Василий Димитриевич Богоявленский (1868-1919), священник Димитрий Николаевич Черменский (1871-1914), историк и краевед Пётр Николаевич Черменский (1884-1973 ), историк, профессор МГУ Евгений Димитриевич Черменский (1905-1995).
Александр Евгеньевич Черменский - сын Е.Д. Черменского, внук Д.Н. Черменского и его жены Антонины Ивановны (ур. Багрянской, 1877-1964), племянницы митрополита.
Жизнь святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, священномученика, и стала предметом многолетнего изучения историка А.Е. Черменского.
Его великий предок был сторонником праведничества, нестяжательства, скромной жизни, был примером истинно христианского земного поведения.
Понимал, что христианство несёт людям свет. Поэтому везде, где служил архиереем и митрополитом, строил храмы, открывал школы, поощрял священнослужителей к просвещению людей.
Был сторонником тёплых отношений пастырей и паствы, поэтому произносил не только проповеди на богослужениях, но и вёл внебогослужебные беседы с различными категориями верующих, с крестьянами, рабочими, интеллигенцией.
Единственный митрополит, который поочерёдно занимал три первосвятительские кафедры: Московскую, Петербургскую и древнейшую Киевскую.
Был близок семье царствующей династии, коротко знал Государя императора Николая Александровича, его жену и детей, премьера П.А. Столыпина.
Был требователен в исполнении заветов Христа, призывал православных работать над собой, духовно расти. Был великодушен и прозорлив. Понимая, что его ведут на казнь, не терял самообладания, даже перед смертью помолился, благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: “Господь вас да простит”.
А.Е. Черменский объехал все места земного служения своего святого предка.
О святителе Владимире немыслимо было писать в годы Советской власти. О его жизни и подвиге писали только духовные писатели, находившиеся за рубежом. Зарубежная Православная Церковь причислила митрополита Владимира к лику святых в 1981 году. В 1992-м в Киево-Печерской Лавре были обретены честные мощи святителя Владимира, и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил первого священномученика в архиерейском сане к лику святых.
О святителе Владимире уже написаны первые жития - протоиереем Фёдором Титовым и нашим земляком краеведом Алексеем Щёголевым ещё в 1918 году, потом иереем Николаем Крикотой уже в наши дни. Сейчас книга о святителе, подготовленная А.Е. Черменским, находится на выходе в одном из издательств в Одессе.
С Александром Евгеньевичем Черменским я знаком с 25 мая 2001 года, когда впервые поговорил с ним по телефону. В тот раз встретиться не удалось, но встреч за эти 10 лет было немало: и в Москве, и в Мичуринске. Александр Евгеньевич был обрадован, что в Мичуринске, с которым связано почти пять лет служения отца Василия Богоявленского, сохраняется память о нём.
О святителе Владимире (В.Н. Богоявленском) писали мичуринские авторы В. Кострикин, В. Корнеев, М. Белых, ваш покорный слуга. Есть и зримые приметы благодарной памяти земляков. В Боголюбском кафедральном соборе в нижнем ряду главного иконостаса икона священномученика Владимира находится рядом с образом Пресвятой Богородицы. В Свято-Троицком мужском монастыре, где святитель Владимир несколько месяцев был архимандритом в 1886 году, находятся четыре иконы с его ликом.
В давние свои приезды А.Е. Черменский подружился с о. Анатолием Солоповым, настоятелем Боголюбского кафедрального собора, неоднократно выступал с лекциями о святителе Владимире перед прихожанами собора. Помню, что, слушая лекцию Александра Евгеньевича, ловил себя на мысли о неординарности происходящего: вот икона с ликом святого, а вот его потомок, рассказывающий о своём изучении его жизненного пути и подвига. Согласитесь, не рядовая ситуация.
В августе-сентябре этого года, спустя семь лет после последнего своего приезда, А.Е. Черменский снова посетил Мичуринск, прочитал лекции о святителе в научной библиотеке ВНИИГиСПР, старшеклассникам Мичуринской гимназии, прихожанам Боголюбского собора и Ильинского храма, посетил внутренний храм во имя учителей словенских Кирилла и Мефодия, устроенный по инициативе В.Н. Яценко, стараниями протоиерея Павла Медеведева и В.Я. Никульшина в здании факультета начальных классов педагогического института.
- Нет, не зря я приехал в Мичуринск, - говорит Александр Евгеньевич.
Но хотелось бы большего, считает потомок святого, слишком много сил отдал будущий священномученик в пору его служения в Козлове своей пастве. Здесь он на протяжении нескольких лет читал проповеди в Покровском соборе, в Троицком храме, которые были любимы прихожанами. Он создал Крестовоздвиженское братство, члены которого содержали на свои деньги приют при Крестовоздвиженском храме, благоустраивали Крестовоздвиженское кладбище, на котором упокоились многие поколения жителей старинного города Козлова, где в 1885 году нашла последний приют его любимая жена Александра Васильевна, дочь кирсановского священника о. Василия Салтыкова. Ценность этого старинного некрополя в Мичуринске видна и в том, что позже здесь были погребены жена И.В. Мичурина Александра Васильевна Мичурина (ур. Петрушина) в 1915 г., её сестра Анастасия Васильевна Петрушина в 1935 г., спустя месяц после смерти И.В. Мичурина, духовный писатель Е.П. Аквилонов... Отчёты о деятельности Крестовоздвиженского братства публиковались на страницах "Тамбовских епархиальных ведомостей". Их страницы хранят тепло сердечного попечения святителя о городе Козлове и его святынях.
В разговоре с А.Е. Черменским возникает проблема увековечения памяти святителя в Мичуринске. Это может быть Памятный Крест на месте разрушенного в годы атеизма Покровского кафедрального собора, свидетельствовавшего на протяжении столетий жителям города о покрове, который Пресвятая Богородица простёрла над городом Козловом и спасла его от чумы. В этом соборе святитель Владимир начал своё служение в Козлове в 1882 году. На месте собора сейчас стоит памятник И.В. Мичурину, а Крест может разместиться на зелёной лужайке между городским парком и памятником учёному.
Ещё один Памятный Крест следует возвести на площадке около бывшего Крестовоздвиженского кладбища в память о храме, о существовании некрополя, а также в память о Крестовоздвиженском братстве и его создателе.
Надо приложить усилия, чтобы в родном для святителя Владимира городе память о нём крепла в наших сердцах, получала и предметное, зримое воплощение.
Священномучениче и исповедниче Христов Владимире, моли Бога о нас!

Автор:Владимир Андреев