Лента новостей
Статья18 сентября 2010, 01:00

По волнам тихого Дона

Наш сегодняшний рассказ о водном путешествии, начатом в апреле этого года и посвящённом 350-летию создания регулярного российского флота
и 375-летию Козлова-Мичуринска. Недавно завершился третий этап перехода от села Старо-Тарбеево до Азова.

Очередной отрезок водного маршрута преодолевала команда школы №17 "Юнармеец". В её состав вошли 11 человек, в их числе директор по управлению персоналом Мичуринского завода "Прогресс" В.Н. Лунёв, директор школы Р.В. Назаров, преподаватели, четверо кадетов-старшеклассников, начальник службы безопасности бензоперекачивающей станции Н.С. Игнатов. Их путь лежал от г. Богучара (Воронежская область) до посёлка Иловля, что в области Волгоградской.
На этот раз временной промежуток между вторым и третьим этапом путешествия был минимальным - порядком уставшая команда филиала "Мичуринскмежрайгаз" буквально с рук на руки сдала струг своим преемникам. Путешественники обменялись опытом, новички получили ценные советы, и после завтрака новый экипаж занял свои места на борту судна.
Как и предыдущим гребцам, вначале членам команды школы №17 пришлось тяжеловато. Нужно было не только привыкнуть к монотонным действиям с веслом, длина которого, кстати, 4 метра, но и работать слаженно. Особенно сложно оказалось выступать в роли загребного, то есть грести первым веслом и соответственно задавать темп.
Но первые трудности ничуть не убавили энтузиазма путешественников, добровольно расставшихся на несколько дней с привычным комфортным образом жизни и готовых преодолевать все неудобства, связанные с длительным переходом. Экипаж без жалоб и проявлений недовольства мужественно не обращал внимания на постепенно покрывавшие ладони мозоли (несмотря на то, что гребцы работали в перчатках) и обгорал под палящими солнечными лучами.
В первый день плавания струг, возглавляемый многоопытным путешественником В.Н. Лунёвым, дошёл до станицы Казанская. Владимир Николаевич, как капитан судна, проявлял поистине отеческую заботу о своей команде, занимался приготовлением еды, старался уберечь членов экипажа от чрезмерных нагрузок. Один день путешествия выдался очень ветреным, сильные шквалы вздымали волны в метр высотой. Управлять судном в такую бурю, конечно, сложно. Поэтому вместо изнурительной борьбы со стихией была отдана команда причалить к берегу, чтобы переждать непогоду. Ветер свирепствовал около двух часов, но не упало ни одной капли дождя. За это время экипаж успел отдохнуть и с новыми силами отправился покорять ставшие мирными речные просторы.
Хотя никто не задавался целью порыбачить, одному из членов экипажа удалось поймать щуку. Это первый и единственный улов, из которого вечером приготовили уху. Но необходимости добывать самим себе пропитание не было. Благодаря депутату Тамбовской областной Думы М.О. Корневу, выделившему средства на очередной этап водного перехода, недостатка в провианте никто не испытывал.
Ночевали путешественники в живописнейших местах, среди песчаных пляжей и холмов. Долго наслаждаться красотами окружающей природы не доводилось - после напряжённой гребли, памятуя о том, что подъём в шесть часов утра, весь экипаж засыпал сном младенца.
Утром немало времени отнимало приготовление завтрака и укладывание платок и другого дорожного скарба. В восемь часов струг уже рассекал речную гладь, а мимо него проплывали великолепные пейзажи великой русской реки, словно страницы из знаменитого "Тихого Дона". Возле станицы Вёшенской, где жил великий русский писатель ХХ века, лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов, мичуринцы сделали незапланированную остановку. Дом-музей писателя, литературно-музыкальный музей, небольшие хижины, построенные специально для съёмок фильма "Тихий Дон", словно перенесли путников в бурные для донского казачества времена начала прошлого века.
Серьёзных препятствий на пути не было, но несколько раз судно оказывалось на мелководье. Однажды погода порадовала мичуринцев попутным ветром, который наполнил парус и помчал его по просторам Дона. Несколько часов воздушные потоки стремительно гнали струг вперёд, а когда ветер утих, пришлось вновь грести в полную силу.
Семь дней команда школы №17 "Юнармеец" находилась в походе, в каждый в среднем было пройдено 50 километров. Местное население встречало и провожало струг восторженными криками, многие спешили сфотографироваться с кораблём XVII века. Конечно, самый распространённый вопрос, на который мичуринцам приходилось отвечать, касался цели их отважного предприятия. И если каждый член экипажа в полной мере осознавал историческую ценность дальнего перехода, то встречавшиеся в пути жители станиц и хуторов искренне недоумевали, какая нужда заставила людей под палящим солнцем работать вёслами. Не раз мичуринцы рассказывали и об истории создания струга, и о прошлом Тамбовской судостроительной верфи. И наверняка не раз испытали гордость за то, что прикоснулись к истории родного края не через призму учебников и архивных источников, а вживую, повторив поход своих далёких предшественников - служилых казаков.

КСТАТИ

Богучар - город, центр Богучарского района Воронежской области, основан в 1717 году. Расположен на р. Богучар (приток Дона), в 64 км к северо-востоку от железнодорожной станции Кантемировка, на шоссе Воронеж-Ростов-на-Дону. Население - 6,3 тыс. жителей (1968 г.). Пищевая промышленность (мукомольные и другие пищевые предприятия).

Иловля - посёлок городского типа в Волгоградской области - основан не позднее 1672 года как казачья станица. До Октябрьской революции станица Иловлинская административно относилась ко 2-му Донскому округу с окружной станицей Нижне-Чирская и областным городом Новочеркасск. В станицу входило более 25 казачьих хуторов, расположенных по реке Иловля. С 1961 г. - посёлок городского типа. В районе выращивают рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, подсолнечник, бахчевые культуры, овощи. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Среди учреждений культуры - этнографический музей казачьего быта.

Автор:Елена Потапова