Почётный гражданин и железнодорожник

03 сентября 2010, 23:00 1772
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru (ПТ, 09/03/2010 - 11:46)

В год юбилея И.В. Мичурина, наверное, нет смысла в сотый раз перечислять заслуги этого удивительного человека. Лучше попытаться взглянуть на его биографию в несколько ином аспекте. Тогда, быть может, нам и удастся понять его многочисленные заслуги.

К сожалению, сегодня из нашей исторической памяти совершенно исчезло то обстоятельство, что свой трудовой, а затем и научный путь юный Ваня Мичурин начинал в 1878 году в скромной должности коммерческого конторщика на железнодорожной станции Козлов-1. Ныне в здании бывшей товарной конторы расположена транспортная прокуратура, а о том достопамятном факте свидетельствует мемориальная доска. Так по стечению обстоятельств И.В. Мичурин вначале вошёл в историю Козлова не в мантии академика, а в форме железнодорожника.
С юных лет Иван Владимирович увлекался механикой. По воспоминаниям современников, он с удовольствием разбирал различные часовые механизмы, пытаясь дойти до сути работы любого прибора. Спустя годы эта страсть помогла ему в создании новых садовых инструментов, приспособлений для получения различных масел, машинок для резки табака... Однако вначале увлечение механикой помогло молодому Мичурину сделать на железной дороге весьма успешную карьеру. Дело было так. Однажды Козловский участок посетил начальник железной дороги. Отдавая важные наставления, он случайно ударил дорогие часы о край стола. Часы встали. Начальник товарной конторы, предчувствуя неминуемый нагоняй, решился на смелый шаг. Есть, мол, у нас конторщик, очень смышлёный по механической части. Пригласили Мичурина, и через некоторое время отремонтированные часы были возвращены высокопоставленному чиновнику.
- Молодец, - похвалил начальник дороги. - В какой же вы должности?
- Конторщик, ваше благородие, младший конторщик, - ответствовал Мичурин.
- Странно, с такими способностями и почему-то конторщик! На дороге из рук вон мерзко поставлено часовое хозяйство. Нет совершенно никакой координации. Хотите, молодой человек, пойти на должность узлового надсмотрщика механизмов на правах помощника начальника станции?
 - Ему ж только 18 лет! - возмутился начальник станции.
- Молодость не помеха, - свысока уронил начальник дороги. - Когда мне было 18 лет, я был почти в том же чине, что и вы...
Через некоторое время И.В. Мичурин получил неожиданное повышение и перспективную должность на железной дороге. В его подчинении оказались все вокзальные часы, телеграфные аппараты и электрические приборы на станциях, разбросанных на карте губернии. Кто знает, если бы не любовь к селекции, на железнодорожном поприще он достиг бы значительных высот.
Однако в историю Козлова (в качестве железнодорожного служащего) Ивану Владимировичу суждено было вписать ещё одну яркую страницу. В те годы железнодорожники занимали в Козлове положение городской интеллигенции. Среди них было немало иностранцев, поступивших на русскую службу и впоследствии пустивших у нас корни. Долгое время в старосветском городе был хорошо известен начальник Козловских главных паровозоремонтных мастерских бывший шотландский подданный С.А. Грунди. Поддерживая с помощником начальника станции И.В. Мичуриным дружеские отношения, Самуил Андреевич предложил ему однажды составить и осуществить проект силовой установки по производству электроэнергии для освещения железнодорожной станции Козлов-1. По сохранившимся архивным документам этот план и был осуществлён в 1888 году. Без сомнения, то был первый опыт массового применения электричества в нашем городе. Выходит, что будущий великий естествоиспытатель снискал сперва у горожан славу талантливого электрика и механика.
Повлияла ли железная дорога на судьбу Ивана Владимировича? Без сомнения. Эта отрасль изменила вектор развития и самого заштатного Козлова, превратив его в крупный железнодорожный узел, которым он остаётся и по сей день. Со временем бывший Козлов стал Мичуринском, а железнодорожная станция получила наименование Мичуринск Уральский. Сегодня каждого прибывающего к нам по железной дороге встречает бронзовый бюст человека, кому город обязан своей новейшей историей. Так причудливо переплелись в ней железнодорожное прошлое Ивана Владимировича, его последующая научная деятельность, а также огромные заслуги перед несколькими поколениями горожан, позволившие спустя десятилетия причислить незаурядную личность естествоиспытателя и гибридизатора к славной плеяде почётных граждан.