Лента новостей
Статья23 марта 2010, 00:00

Страсти по тарифам

В минувшую среду в общественной приёмной О.И. Бетина приём горожан вёл заместитель председателя комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области В.А. Мартынов. Несмотря на то, что тарифы по коммунальным платежам - тема, не теряющая своей актуальности, волнующие горожан вопросы касались не только её. Как всегда, много накопилось проблем, связанных с благоустройством, ремонтом жилых домов, тяжёлым материальным положением.

Явное несоответствие между получаемой заработной платой и суммой, указанной в квитанции об оплате коммунальных услуг, заставило обратиться в общественную приёмную жителей ул. Социалистической (Заворонежское). Е.В. Скрылёва, проживающая в этом микрорайоне, рассказала, что после перевода котельной с мазута на газ и установки теплосчётчиков в квартирах, где температура всего в пределах 17 градусов, приходится выкладывать от 3 до 4 тысяч рублей. Резко возросшие после регуляции счётчика объёмы потребляемого газа - повод провести независимую экспертизу этого самого счётчика, посоветовал Владимир Алексеевич. Другое решение проблемы - переход на индивидуальное отопление, которое по карману далеко не каждому.
Вопрос, беспокоящий З.П. Карпухину (Кочетовка-5, ул. 7 Ноября), также касается счётчиков. Почему, вопрошает Зинаида Петровна, опломбировка и техническое обслуживание счётчика холодной воды обходится гораздо дороже, чем прибор учёта потребления газа? И почему отказываются выдавать калькуляцию расходов? Этот вопрос В.А. Мартынов переадресовал в Тамбовское территориальное антимонопольное управление, в чей адрес и будет передано обращение жительницы Кочетовки-5. Также Зинаиду Петровну волнуют слишком высокие тарифы на отопление. Владимир Алексеевич пояснил, что тарифы устанавливаются раз в год и зависят они от затрат теплоснабжающих организаций на производство тепла. Каждая организация производит расчёт затрат, после чего городские власти определяют общий тариф. Затраты на производство тепла разные, потому и тарифы по Тамбовской области различаются. В Тамбове, к примеру, работает крупная ТЭС, и тарифы там ниже. При массовом производстве затраты ниже, соответственно ниже и себестоимость.
Целая делегация жителей улиц Парковой и Новой выразила серьёзную обеспокоенность тем, что в квитанции об оплате коммунальных услуг появилась новая статья расходов - оплата за электроэнергию в местах общественного пользования. Причём указанная сумма заставляет предположить, что площадь подъездов и лестничных клеток составляет не одну сотню квадратных метров. Причина таких существенных энергозатрат может таиться в неблагонадёжности кого-то из жильцов, предположил присутствующий в общественной приёмной начальник управления городского хозяйства Г.Г. Ким, который пообещал лично приехать в микрорайон улиц Парковой и Новой, чтобы разрешить проблему.
Рассмотрев все обращения жителей города и района, Владимир Алексеевич согласился ответить ещё на несколько вопросов корреспондента городской газеты.
- Фонд содействия реформированию ЖКХ предложил на три года объявить мораторий на рост тарифов на газ, тепло и воду. Насколько это реально и следует ли нам ожидать очередного роста тарифов?
- Правильнее будет сказать, что нормативными документами РФ предусматривается устанавливать долгосрочные тарифы - один на несколько лет. В целом удержать тарифы без использования экономических механизмов будет сложно, потому что растут цены на электроэнергию, газ, другие виды топлива, растёт минимальная оплата труда, которая учитывается при расчёте себестоимости электроэнергии, меняются налоги. В частности, вместо единого социального налога вводятся страховые взносы и планируется повышение процентной ставки с 26 до 34 процентов. Это также один из федеральных факторов, влияющих на тарифы. К тому же область производит только 30% потребляемой электроэнергии, 70% мы покупаем с оптового рынка электроэнергии, цены на котором тоже растут.
- Могут ли у горожан возникать проблемы с установкой счётчиков со стороны предприятий ЖКХ?
- В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к 2012 году планируется весь жилой фонд обеспечить приборами учёта. И те предприятия ЖКХ, которые по каким-либо причинам будут тянуть с оборудованием счётчиков, будут подвержены административному наказанию.
- Чем можно объяснить немалую разницу между установленной нормой расхода воды и её реальным объёмом потребления, зафиксированным счётчиком?
- Когда плата за воду осуществляется по установленной норме, никто не обращает внимания, сколько расходуется воды. Стоит лишь установить счётчик, как потребитель сразу же начинает экономить воду, хотя при этом считает, что воды использует столько же, сколько и раньше. Срабатывает психологический фактор, потому и кажется, что и объём воды, предусмотренный нормативом, слишком завышен. Нужно заметить, что вопреки расхожему мнению тарифы берутся не с потолка, все они экономически обоснованы. Хочу особо отметить, что в тарифах учитываются только нормативные естественные потери, связанные с физикой самого процесса передачи воды или электроэнергии, которых никак не избежать. Потери, связанные с нарушением нормативов и ГОСТов, то есть с бесхозяйственностью коммунальных предприятий, мы не учитываем, их возмещают сами организации. Потребитель не должен страдать из-за безалаберности коммунальщиков - такова наша позиция при определении тарифов.

Что ж, видимо, причина завышения установленных норм - в нашей излишней мнительности. Может, и тарифы кажутся драконовскими по той же причине? В любом случае собака зарыта не только в особенностях психологии, но и в наших тощих кошельках.


Автор:Елена Потапова