Лента новостей
Статья30 октября 2015, 23:00

Полянские

Рассказывали, что родоначальником крупной козловской купеческой династии Полянских был простой кузнец из пригородного села Кочетовка. Предпринимательством он начал заниматься ещё в середине ХIХ века. А вот разбогател после печально известного пожара 1865 года, когда, по воспоминаниям старожилов, город выгорел на две трети…

Торговый дом Полянских на Московской площади. Фото начала ХХ века
Торговый дом Полянских на Московской площади. Фото начала ХХ века

У многих купцов погорели тогда лавки с товаром. Сгорели бы и у бывшего кузнеца Полянского. Да, на его счастье, застрял товар в тот день по дороге из Москвы. Мало того, предприимчивый купчина сумел доказать городским властям, что пострадал он от того пожара ничуть не меньше остальных, понёс огромные убытки, а значит, вправе рассчитывать и на получение страховки… Будто бы именно по этому поводу в старосветском Козлове горько вздыхали: «Кому слёзы, а кому прибыль».
Впоследствии один из его потомков - козловский купец Александр Полянский, ставший к тому времени и потомственным почётным гражданином, - основал в городе табачно-махорочную фабрику, признанную к 1913 году крупнейшей в губернии, а также торговый дом «Полянский и сыновья». Рассказывали, что эту табачно-махорочную фабрику, располагавшуюся на Архангельской улице, Полянские купили у другого козловского фабриканта А.А. Злобина. Примечательно, что Андриан Алексеевич несколько лет размещал в здании своей фабрики первый в Козлове зимний театр. А вот Полянские решились-таки использовать его по назначению, за что и навлекли на себя критику со стороны городской интеллигенции. По этому поводу «Козловская газета» констатировала: «Когда торговый дом «А. Полянского с сыновьями» задумал два года назад уничтожить в Козлове зимний театр, созданный чутким на запросы культуры А.А. Злобиным, мы писали, что это варварство. Театр - не питейная лавка, а воспитывающая народ школа нравственности. Торговый дом, разумеется, не послушал нас. Ему ли, двигающему миллионами, прислушиваться к словам газетчиков? И театр закрылся. Скоро стали сказываться последствия этого закрытия. Потеряв театр, Козлов перестал привлекать к себе людей как культурный центр. Торговля в городе начала сокращаться, гостиницы - пустеть. А в 1910 году торговому дому нашла нужным отомстить богиня театра Мельпомена: битком набитый табаком-махоркой театр сгорел, дав владельцам убытку на 120 тысяч рублей».

Братья-
предприниматели

По воспоминаниям современников, торговому дому Полянских принадлежали роскошные магазины (среди них знаменитый в городе и уезде «Мюр и Мерилиз») на Московской и Монастырской улицах, доходные дома на улицах Московской и Мясницкой. Так, магазин братьев-предпринимателей, располагавшийся некогда на Московской площади, предлагал покупателям огромный выбор мануфактуры и галантерейных товаров, готовых платьев, бриллиантовых, золотых и серебряных изделий, карманных часов, икон, киотов, парчи, церковной утвари, обуви петербургской фабрики «Скороход», белья мужского и дамского, футбольных костюмов, дорожных вещей и парфюмерии.
По свидетельству старожилов, только одних приказчиков (продавцов) у Полянских работало 80 человек - коллектив по тем временам огромный. На зависть продавцам других менее значимых торговых заведений ходили они в косоворотках, а некоторые из наиболее расторопных впоследствии сами открывали собственное дело. Такова, к примеру, судьба Василия Ивановича Петрова - бывшего приказчика братьев Полянских, открывшего в Козлове собственную торговлю галантереей и мануфактурой.

Благо творить

Сыновья А.А. Полянского Сергей, Дмитрий и Фёдор продолжили дело отца. В начале ХХ века они избирались гласными городской Думы, входили в состав многих местных общественных, коммерческих и благотворительных организаций. Так, потомственный почётный гражданин Сергей Александрович Полянский состоял председателем правления «Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Козловского коммерческого училища», его брат Дмитрий председательствовал в совете «Николаевской богадельни с сиротским отделением», являлся членом попечительского совета благотворительного учреждения «Общество «Ясли». Кроме этого, он с 1909 по 1917 год состоял старостой Пятницкой церкви. На благоустройство храма купец пожертвовал немало средств. Известно, что его труды во славу Церкви были отмечены золотыми медалями в 1898, 1905 и 1911 годах.
Не менее видное общественное положение в старосветском Козлове занимали и их дети - Харлампий Сергеевич и Леонид Дмитриевич. Так, Х.С. Полянский был казначеем Козловского комитета Российского общества Красного Креста, почётным смотрителем 2-го высшего народного училища, а его двоюродный брат Л.Д. Полянский - старшиной городского общественного собрания и председателем ссудосберегательной кассы, созданной для нужд своих служащих.
В 1891 году на средства потомственного почётного гражданина Алексея Александровича Полянского в селе Сестрёнка был построен однопрестольный Покровский храм. Примечательно, что возведение церквей в сёлах Козловского уезда вообще было чем-то вроде почётной миссии местного купечества. В XIX-ХХ веках на их средства были построены храмы в сёлах Заворонежское, Сестрёнка-Скобелево, Старое Тарбеево, Глазок, Громушка. Об истории громушинского храма и пойдёт речь в следующем выпуске «Козловского следопыта».

Автор:Михаил Белых