Потрясающий человек и режиссёр

31 марта 2017, 13:57 1707

В истории Мичуринского театра много интересных судеб, премьер, событий, мы о них вам ещё расскажем. Все они живут в благодарной памяти театра.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (03/31/2017 - 14:53)

Джемма - артистка О. Величко, Овод - артист Б. Халеев. Фото из архива театра.

Было
очень хорошо!

В канун Дня театра хочу вспомнить об одном из режиссёров нашего театра -
о Д.К. Сухачёве. Дмитрий Константинович окончил в 1938 году режиссёрский факультет театрального института в Киеве, служил артистом и режиссёром, участвовал в Великой Отечественной. Этот человек с повреждённой во время войны рукой жил одним лишь театром. В 1966 году приехал работать в Мичуринск, где прошли удивительные его три сезона.
Артисты, игравшие с Дмитрием Константиновичем на сцене нашего театра, сегодня - заслуженные артисты Крыма О. Шокорева и Б. Халеев, написали о нём: «Д.К. Сухачёв был потрясающий Человек и Режиссёр. Он в паре с директором Г.С. Колыхановым создали прекрасный театр! В Мичуринском театре было очень хорошо!». Годы работы с ним все коллеги считали творческим счастьем.
В театре праздники всегда были. Удачная премьера, а сколько их у Сухачёва! Неудач не случалось. Выезд на гастроли, творческие вечера артистов, юбилеи спектаклей… И радость от встречи с чуткими зрителями. Ваша зрительская внимательная тишина, аплодисменты - это особый праздник, который даёт силы служить театру с утроенным вдохновением.
Д.К. Сухачёв любил на репетициях подробно разбирать новую пьесу, любил сам процесс репетиций и любил артистов! Он так самозабвенно работал, так увлекал за собой, что забывалось всё, кроме происходящего на сцене.
Дмитрий Константинович заботился об артистах. Ему было важно, чтобы от творчества их ничего не отвлекало. А трудностей на тернистом, театральном пути всегда встречалось много: частые ремонты в театре, холод в зале и фойе вплоть до середины 70-х. И только игра артистов с полной самоотдачей, с невероятной энергетикой и страстью согревала верных зрителей.

Театр
всегда молод

Международный День театра - праздник всех, кто ему предан, талантов и их поклонников. Это особый праздник. В разные годы главные режиссёры и директора мичуринского театра обязательно пользовались случаем, чтобы выступить со страниц городской газеты со словами о силе сценического искусства. Время, историческая реальность обуславливали характер выступлений, но ничто не мешает понять, как они любили театр.
1967 год. Интервью «Мичуринской правде». На вопросы журналиста отвечает главный режиссёр театра Дмитрий Сухачёв: «В этом сезоне весь коллектив театра трудится интенсивно. За полгода мы показали девять новых спектаклей: героическую драму «Порт-Артур» А. Степанова, драму О. Бальзака «Хищница», драму «Мария Тюдор» В. Гюго, романтическую трагедию по старинным французским легендам «Тристан и Изольда» А. Бруштейн, драму «Цыган» Н. Провоторова, «Фиктивный брак» по пьесе И. Шур, «Богатые невесты» А.Н. Островского, «Вызов богам» белорусского автора А. Делендика. Растущий интерес к театру говорит не только о признании зрителями работы нашего коллектива, говорит и о том, что театр как искусство по силе своего эмоционального воздействия на зрителей неповторим. В театре актёр творит в непосредственном контакте со зрителем на его глазах, и поэтому театр - неумирающее искусство!».
В марте 1969 года главный режиссёр театра Д.К. Сухачёв опубликовал в «МП» обращение «Посвящается молодым»: «День театра совпадает с приходом весны. Театр всегда молод. Театр должен стать духовно необходимым в жизни каждого человека. Театр будет всегда!».
С приходом Д.К. Сухачёва на страницах газеты заговорили о Международном дне театра. При нём впервые была проведена театральная неделя «В дни школьных каникул». При его участии проходили спектакли для пожилых людей, билеты на них продавались по сниженным ценам. Дмитрий Константинович поднимал уровень театра - прежде всего репертуаром, своими репетициями и спектаклями.
За три сезона служения в нашем театре только Сухачёв поставил 30 спектаклей! В это же время ставили спектакли Г.П. Носатов, Г.С. Колыханов, другие артисты и режиссёры. К Дмитрию Константиновичу приезжали работать артисты из других городов, авторы давали ему свои пьесы для постановки на мичуринской сцене. Были уверены, что у Сухачёва спектакль обязательно состоится. Так и было. Он первым ставил пьесы Р. Назарова, И. Шур, И. Соболева, А. Данилова и А. Очкина. Драматурги приезжали на премьеры, мнение их о труппе и спектаклях было единодушно: «Замечательные артисты… Интересные спектакли!». Высоко ценили чёткость и остроту режиссёрского решения.
Этот период работы театра при Сухачёве помогают понять слова одной из рецензий: «…На постановке Мичуринского театра царила атмосфера увлечения и единодушия, охватившая сцену и зал, звучали дружные и единодушные, взволнованные аплодисменты… Когда пьеса и артисты достают до нас, происходит обыкновенное чудо театрального искусства: взрослые люди перестают видеть бутафорию, забывают о различии веков, верят в слёзы и счастье людей на сцене…».

Творческая
дружба

Но в жизни театра под руководством Д.К. Сухачёва была ещё одна важная встреча, переросшая в многолетнюю творческую дружбу режиссёра с композитором Леонидом Вогманом, который в то время работал в одном из областных центров, но на предложение Дмитрия Константиновича стать музыкальным руководителем Мичуринского театра сразу дал согласие и никогда об этом не пожалел.
Леонид Вогман в своём письме к автору этих строк написал о совместной работе с Д. Сухачёвым над одним из спектаклей, а за время работы на Мичуринской сцене их было более десяти. И каких! «Овод» Э. Войнича, «Беспокойная старость» Л. Рахманова, «Светит, да не греет»
А. Островского, «Вей, ветерок!» Яна Райниса, «Соловьиная ночь» В. Ежова. На таких пьесах в режиссуре Д.К. Сухачёва труппа постоянно профессионально росла.
Но вернёмся к воспоминаниям Л. Вогмана: «В основу драмы «Шагнувший в бессмертие» легла книга одного из сынов полка, мальчика, воевавшего вместе с взрослыми под Сталинградом - в одном из самых страшных сражений минувшей войны, Алексея Очкина. «Военные» спектакли были не редкостью на послевоенной советской сцене, но в воплощении Сухачёва присутствовало особое театральное звучание. На мой взгляд, это было связано с совершенно необычным, невиданным для того времени музыкальным решением военной темы. В реалистический рассказ об ужасах войны с окровавленными гимнастёрками, героизмом и смертью на сцену выкатывался… рояль - не бутафорский, а настоящий старый рояль, за которым сидел композитор в чёрном костюме или даже во фраке, и звучала музыка, написанная для спектакля, музыка, неожиданным образом раскрывающая смысл войны и героизма, жизни и смерти.
Когда режиссёр раскрыл мне мою задачу, я испытал сложные чувства. Чисто музыкальные трудности меня заинтересовали в высшей степени. Но сразу же я подумал о зрителе: поймёт ли он театральную с самой большой буквы Условность решения спектакля? Признаюсь: я опасался, что понимания не будет. Условность не властвовала в ту пору на сценах наших театров, тем более нестоличных. На премьере я не без страха выходил на сцену в концертном своём костюме и, к изумлению своему, убедился, что сомнения мои были напрасны: зритель понял. На высоте оказались не только профессионализм режиссёра Сухачёва, но и способность его к предвидению, незаурядная человеческая смелость. К сожалению, театральный спектакль недолговечен. Он остаётся в памяти истинных театралов, но их не так уж много, и они тоже недолговечны… Мне посчастливилось принять участие в очень разных спектаклях Сухачёва - главным образом на сцене Мичуринского театра. С самым тёплым чувством вспоминаю о нашем сотрудничестве. К сожалению, театральная судьба разъединила нас так же неожиданно, как и объединила. Что ж, так устроен загадочный механизм, именуемый Театром».
Прошло почти 50 лет, но все те, кого мы смогли найти из «Сухачёвского периода»: заслуженные артисты Крыма О. Шокарова и Б. Халеев, заслуженный артист РФ О. Рябцов, композитор и музыкант Л. Вогман, по-прежнему благодарны судьбе за встречу со своим главным режиссёром. В Мичуринском театре с благодарностью вспоминают Дмитрия Сухачёва, режиссёра, артиста, Человека.
Спасибо «Мичуринской правде», журналисты которой сохранили для нас многие театральные события прошлых лет.