Повелители “альбатросов”

14 апреля 2009, 08:39 2113

Альбатросы - это не только большие величественные птицы. На языке лётчиков так называются учебные военные самолёты Л-39, разработанные чешскими конструкторами в начале 70-х годов прошлого столетия. Именно они два с лишним десятилетия подряд верой и правдой служат мичуринским авиаторам. А поскольку технического обновления в ближайшие годы в их хозяйстве не предвидится, то и далее суждено этим железным "птахам" бороздить голубые просторы в окрестностях Мичуринска.    
Ежегодно около восьмидесяти курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища им. А.К. Серова проходят лётную практику на базе воинской части № 36628. Что заставило их сделать выбор в пользу многотрудной и не очень завидной карьеры военных лётчиков? Удаётся ли им всегда и во всём оставаться "на высоте"? Вот что рассказал о себе старшина второй авиационной эскадрильи четверокурсник сержант Илья Сорокин.
 
С выбором профессии я определился уже к двенадцати годам. Всё решил случай. Мы с отцом, ихтиологом по специальности, попали на военный парад в городе Ахтубинске Астраханской области. Показательные выступления лётчиков поразили воображение. И я стал готовиться к поступлению в специализированную школу-интернат им. П.О. Сухого с лётной подготовкой. После девятого класса прошёл вступительные экзамены и на один шаг приблизился к мечте. В шестнадцать лет совершил первые прыжки с парашютом и почувствовал уверенность в своих силах. Тут, можно сказать, и закончилось детство.
 
Сейчас учусь в Краснодарском военном училище. Сложно, но интересно. Универсальная подготовка делает из нас специалистов широкого профиля. Я, как старшина 2-й эскадрильи, отвечаю за 25 курсантов. Все они проверенные ребята. После третьего курса, когда происходит первое испытание высотой, становится ясно, кто есть кто. В прошлом году из двадцати пяти парней шестеро были отчислены, ещё столько же переориентировались на транспортную авиацию и один ушёл в истребители.
 
Хорошо помню первый самостоятельный полёт. Длился он не больше восьми минут. Главная задача - отработка взлёта и посадки. Когда ты сам себе командир и сам себе экипаж, всё происходящее видится по-особенному. Предполётная подготовка с контролем состояния здоровья, особым режимом отдыха и сна, проверкой морально-психологического настроя и инструктажем по технике безопасности прошла успешно. Страх перед полётом улетучился в момент посадки в самолет. Руки действовали почти автоматически. Я совершил облёт по намеченной траектории, вышел на связь со старшими командирами, выслушал их замечания. Большое эмоциональное напряжение почувствовал на этапе снижения высоты. Приборов в кабине много, каждый из них необходимо проконтролировать, а счёт идёт буквально на секунды. По окончании полёта, как водится, меня качали на руках. Это такой ритуал посвящения.
 
 С тех пор налетал 8 часов 40 минут, а вместе с инструктором и все 50. За это время усвоил простую истину: главное для лётчика - полный самоконтроль. Помню такой случай. На моих глазах один курсант не вовремя зашёл на посадку, в результате чего укатил за границу взлётно-посадочной полосы. И хотя всё обошлось относительно благополучно, парень был отчислен из училища.
 
Самообладание нужно и на гражданке. Во время увольнительных тоже бывают всякие внештатные ситуации. Вообще, глядя на своих ровесников, живущих вместе с родителями, могу сказать без ложной скромности: в чём-то мы лучше их - самостоятельнее, решительнее, выносливее. Мы контактны, открыты, умеем пошутить и поддержать серьёзную беседу. Конечно, наша профессия не сулит больших барышей, но нельзя всё в жизни измерять деньгами. Любовь к небу компенсирует многие недостатки.  
 
Через год учёба закончится. В дальнейшем хочу служить на Дальнем Востоке, в стороне от шума и суеты. Я ведь и сам родом из маленького городка Калач-на-Дону, что в Волгоградской области.
 
Хорошо, что не перевелись на Руси такие вот добры молодцы, как Илья. Даже имя у него богатырское, былинное. Когда в небе настоящие мужчины, на земле живётся спокойнее.