Праздник почитания первоучителей

21 мая 2016, 08:00 1429

День славянской культуры и письменности - государственный праздник, отмечается он с 1991 года. История славянской письменности уходит в глубокую древность.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (05/20/2016 - 14:15)

Фото Владимира Кужелева.

Загадочные
знаки

О том, что на Руси умели писать до принятия христианства, известно благодаря трудам С.П. Обнорского, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачёва, Е.М. Эпштейна, письменным источникам (например, договоры Руси с греками). До нашего времени дошёл документ о возникновении древнеславянской письменности Черноризца Храбра (Х век). Там предложена периодизация, предусматривающая три этапа.
На начальном этапе славяне для передачи информации пользовались «чертами и резами», с помощью которых «чтеаху и гатааху» (считали и гадали). На втором этапе применяли для письма буквы греческого и латинского алфавитов «без устроения», то есть без приспособления к фонетическим особенностям славянских языков. Третий - деятельность Кирилла (в миру Константин по прозвищу Философ) и Мефодия (в миру Михаил). Будучи христианскими проповедниками, они изобрели специальный славянский алфавит.
Такая схема подтверждается археологическими материалами. «Черты и резы» Храбра - это символические знаки, представляющие собой начало отечественной иероглифики. Речь идёт прежде всего о «загадочных знаках» Причерноморья. Общее количество разновидностей знаков (более 200) исключает вероятность истолковывать их как буквы фонетического алфавита. Встречаются они отдельными знаками и в виде текстов, пока ещё не дешифрованных.

Черняховская
культура

Второй этап, связанный с применением фонетического письма на основе использования греческой и латинской графики, документально подтверждён археологическими материалами черняховской культуры. Он охватывает первую половину и середину I тысячелетия н.э. Носители черняховской культуры поддерживали с римлянами и греками тесные отношения. Некоторые из них посещали античные города, где изучали греческие и латинские языки, получали образование. Это стало причиной освоения письменной культуры, использования букв чужого алфавита для изображения славянских слов. Но возникали чисто практические трудности, обусловленные несоответствием обоих алфавитов фонетике славянских языков. Например, в греческом алфавите не было знаков для передачи звуков «б», «у», шипящих, глухих гласных и т.д. Поэтому адаптация существующих графических систем была очень важной. Работа в этом направлении, по утверждению Храбра, составляет основное содержание третьего периода, заключительной стадией которого стала деятельность Константина Философа и его учеников.

Кирилл
и Мефодий

Константин был высокообразованным человеком для своего времени. Именно благодаря ему появились переводы Евангелия, Апостола, Псалтири, без которых не могло совершаться богослужение. В 856 году Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где настоятелем был его брат Мефодий. В монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников. У них зародилась мысль о создании славянской азбуки, которая впоследствии получила широкое распространение в южнославянских землях, что стало в 885 году причиной запрещения её использования в церковной службе Римским Папой, выступившим против результатов деятельности братьев.
Широкое почитание Кирилла и Мефодия началось с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Впервые День памяти Кирилла и Мефодия отметили 11 мая 1858 года в Пловдиве.
В России возобновление церковного почитания славянских первоучителей началось с епископа Смоленского Антония (Амфитеатров). Летом 1861 года он подал обер-прокурору Синода рапорт, в котором обращал внимание на то, что в Минеях под 11 мая не проводится служба Кириллу и Мефодию, а в Месяцеслове для них нет ни тропаря, ни кондака. Такую службу необходимо было составить и ввести в богослужебное употребление. Начинание поддержал Филарет (Дроздов). В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим святым ежегодно 24 мая по старому стилю.
В советское время церковные праздники на государственном уровне не отмечались. Однако в 1986 году, на который приходится 1100-летие преставления Мефодия, 24 мая было объявлено в СССР праздником славянской культуры и письменности. А 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности, согласно которому столицей праздника в очередной раз должен быть новый населённый пункт. В 1989 и 1990 годах столицами были входившие тогда в состав СССР Киев и Минск. С 2010 года главные торжества проходят в Москве.


У Поклонного
креста

Много лет День славянской культуры и письменности отмечается и в Мичуринске. У истоков проведения этого праздника стояла кафедра литературы Мичуринского государственного педагогического института во главе с её заведующим кандидатом филологических наук, профессором В.И. Попковым. Проводились специальные занятия, организовывались шествия к Благодарственному Поклонному кресту святым равноапостольным Солунским братьям Кириллу и Мефодию с возложением цветов и выступлениями студентов и преподавателей. По итогам праздничных мероприятий оформлялись стенгазеты. Эта традиция продолжает жить в Социально-педагогическом институте Мичуринского государственного аграрного университета.
Памятным местом, связанным с Днём славянской культуры и письменности в нашем городе, является Благодарственный Поклонный крест святым равноапостольным Солунским братьям Кириллу и Мефодию. Он был открыт 12 июля 1994 года в небольшом сквере на пересечении улиц Украинской и Марата, где когда-то находилась одна из старейших церквей нашего города - Архангельская (уничтожена в 1949 году). Названа так потому, что главный престол (их было три) был посвящён Архангелу Михаилу. Автор изготовленного из искусственного камня креста высотой 152 сантиметра - лауреат Государственной премии скульптур В. Клыков. Обращает на себя внимание необычность сооружения - крест в круге. Такая форма восходит к древнему славянскому символу «веры, спасающей мир».
Как обычно, в этот день здесь соберутся студенты, школьники, горожане, почитающие этот важный для нашего народа праздник.