Премия за пожар

30 июля 2016, 05:00 1169

Мичуринский драматический театр имеет богатую историю, что, безусловно, может стать темой отдельного обстоятельного разговора. Эта история вмещает много ярких событий, интересных спектаклей, актёрских имён и сценических удач.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (07/29/2016 - 14:47)

Г.К. Томилин и И.Н. Полянский обсуждают художественную концепцию спектакля.

Легендарный
спектакль

В числе многих постановок был и «Белый пожар» И. Гладких, занявший особое место в репертуаре театра и принёсший ему не только известность, но и заслуженную награду. Это важное и знаковое событие произошло почти 35 лет назад, в декабре 1981 года. На страницах целого ряда центральных газет было опубликовано Постановление Совета министров РСФСР «О присуждении государственных премий в области литературы, искусства и архитектуры». В частности, в области театрального искусства премии имени К. Станиславского были удостоены режиссёр Глеб Константинович Томилин и актёр Иван Николаевич Полянский за спектакль «Белый пожар», поставленный в Мичуринском театре драмы. Это стало высокой и заслуженной наградой для всего творческого коллектива, его режиссёра, исполнителя главной роли и, конечно, автора пьесы, которому почему-то премия не была присуждена. Своё отношение к этому факту драматург И. Гладких с присущим ему юмором выразил, сделав на программке спектакля шутливую запись (на снимке):

Дорогой мой Глебушка,
Ты не дал мне хлебушка,
Ты не дал мне крышу,
Зато ты дал афишу.

Творцы успеха

Хочется сказать несколько слов о людях, которые обеспечили творческий успех театру. Автор этого произведения Иван Григорьевич Гладких - талантливый драматург, пьесы которого ставились во могих театрах страны, даже на сцене МХАТа. «Белый пожар» он посвятил нашему земляку, великому учёному-селекционеру И.В. Мичурину. За его постановку впервые в СССР театру провинциального города была присуждена упомянутая Государственная премия имени К. Станиславского.
Важную роль сыграл и режиссёр-постановщик Глеб Константинович Томилин, который сумел сосредоточить внимание зрителя на горячей, напряжённой схватке учёного с теми, кто противостоял его делу, мешал его научным поискам. Тонкая режиссёрская работа во многом обеспечила успех пьесы.
Удачным оказался выбор актёра на главную роль. Заслуженный артист РСФСР Иван Николаевич Полянский смог по-настоящему вжиться в образ И.В. Мичурина, стараясь правдоподобно показать личность своего героя, одарить публику положительными эмоциями. Иван Владимирович в его исполнении оказался одним из самых заметных и воспринятых на ура сценических образов. Многие обстоятельства тому способствовали. В детстве актёру довелось увидеть всемирно известного учёного, и эта встреча произвела большое впечатление на мальчика. Мичурин показался ему тогда суровым, хмурым и очень трудолюбивым. Конечно, это были детские впечатления. Спустя многие годы И.Н. Полянскому предстояло воссоздать образ великого земляка на сцене. Задача далеко не простая. Это потребовало кропотливой работы: актёр прочитал многое из написанного самим Иваном Владимировичем, многое - о нём, знакомился с вехами его биографии, размышлял над его письмами, воспоминаниями современников… В итоге пришёл к выводу, что не нужно играть Мичурина - нужно быть им или не играть вовсе. Не совсем соглашаясь с трактовками Бахарева, Довженко и других биографов великого учёного, опровергая собственные юношеские впечатления, И.Н. Полянский создаёт на сцене своего Мичурина, такого, каким он его почувствовал, увидел: седого, с морщинами на лбу, но с пытливым блеском в глазах, с живой энергией в движениях. Его герой всё так же раним, горд и непримирим, но одновременно более сдержан и мудр, умеет управлять своими чувствами. И.Н. Полянский хорошо знал о том, что И.В. Мичурин не любил праздности во всех её проявлениях, ценил каждую минуту, считал труд необходимым в жизни человека. К этим качествам актёр добавил и другие штрихи, что позволило сделать образ учёного более сложным, не столь однозначным - и оттого более живым. Подвижник, великий труженик, патриот, внешне суровый, но добрый внутри - таким запомнился нам образ учёного в спектакле «Белый пожар». Это была история о человеке, сделавшем наш мир лучше, ярче, красивее.
Я прекрасно помню, как восторженно встречали зрители каждое появление И.Н. Полянского на сцене. Спектакль заканчивался словами: «Родина наша должна быть самой красивой в мире. Украшайте её! Сажайте больше плодовых деревьев! Сейте цветы! Я верю, ваши руки не дадут заглохнуть моему делу после меня!». Это был своего рода наказ И.В. Мичурина потомкам, после которого в зрительном зале долго звучали восторженные аплодисменты.
Конечно же, получение высокой награды было заслугой всей театральной труппы. И.Г. Гладких много раз исправлял свой первоначальный текст, добавлял штрихи к образу главного героя, чтобы точнее отобразить его характер, сделать постановку более яркой. Актёры в свою очередь пытались донести до зрителя образы персонажей, передать их эмоции. Художники создали на сцене цветущий сад, похожий на белый пожар. А главным судьёй стал зритель, которому постановка очень понравилась. Пьеса «Белый пожар» - одна из самых интересных находок и больших удач Мичуринского драматического театра.