Работа над ошибками

19 октября 2009, 23:00 1717

На последнем заседании городского Совета депутатов, о котором сообщала "Мичуринская правда", рассматривался целый ряд важных вопросов, касающихся в том числе и организации работы органов местного самоуправления. О том, какие изменения произошли в этой сфере, мы беседуем с депутатом городского Совета депутатов, помощником депутата Тамбовской областной Думы М.О. Корнева Ольгой Викторовной Галдиной.
 - Ольга Викторовна, в первую очередь хотелось бы узнать, с чем связано обращение депутатов к обсуждению такой сложной темы, как деятельность главы и администрации города?
- На протяжении последних 10 лет в федеральное законодательство вносились поправки, связанные с расширением полномочий исполнительных органов местного самоуправления. В результате главы муниципальных образований получили статус, не сопоставимый по степени "неприкасаемости" с любым должностным лицом государства.
Замечу, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, а значит, не имеет надлежащего контроля со стороны государства. Депутаты же потеряли рычаги контроля над местной администрацией после расширения её полномочий. Никто не отчитывался перед городским Советом об эффективности проводимой работы, например, по благоустройству города (строительству и ремонту дорог, жилых домов, муниципального имущества). Не учитывалось мнение депутатского корпуса при создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. Жалобы избирателей по вышеназванным вопросам, направленные депутатам, не находили своего решения. 
Разумеется, никто такого поворота событий не хотел. Намерения были самые благие - создать условия для более оперативного и гибкого управления муниципальным образованием. Но получилось наоборот. Теперь надо вести работу над ошибками. Законодатели на федеральном уровне к этой работе активно приступили. Дело за нами.
- Какие же изменения вносит новый федеральный закон?
- Предлагаемые федеральным законом изменения в полномочия главы и депутатского корпуса муниципальных образований предоставляют возможность контролировать ситуацию на местах главам регионов, в нашем случае - главе администрации Тамбовской области, причём без нарушения конституционного порядка деятельности органов местного самоуправления. Так, согласно вносимым в статью 61 Устава города дополнениям губернатор вправе инициировать отставку главы города в случае если:
1) глава города своими решениями, действиями (бездействием) нарушает права и свободы граждан, подвергает их жизни опасности;
2) глава города не исполняет в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", иными федеральными законами, Уставом г. Мичуринска, а также в случае ненадлежащего исполнения главой города отдельных государственных полномочий, переданных ему в соответствии с федеральным законодательством и законами Тамбовской области.
В этих же случаях принятие депутатами решения об отправке главы города в отставку возможно только при согласии губернатора. И я нахожу эту правовую норму не просто юридически правильной, но и справедливой, ведь именно глава администрации Тамбовской области несёт ответственность перед Президентом РФ за благополучие жителей всего нашего региона, в том числе и Мичуринска.
Однако отмечу, что правом окончательного решения по отстранению главы города от исполнения им своих обязанностей, в том числе и в случае двухкратной неудовлетворительной оценки его деятельности по результатам ежегодного отчёта, наделяются лишь депутаты городского Совета.
- Вы упомянули ежегодный отчёт главы города перед горсоветом, он тоже вводится впервые?
- В соответствии с новыми нормами федерального законодательства мы вносим дополнения в Устав г. Мичуринска. Действительно, ранее глава города не отчитывался перед депутатами об эффективности работы, проведённой администрацией города за год. Теперь дополнение, вносимое в статью 34 Устава, обязывает главу города делать это ежегодно.
Кроме уже озвученных дополнений, связанных с изменениями в федеральном законодательстве, предложены и другие, дающие прокурору города и городскому суду правотворческую инициативу, то есть возможность вносить на рассмотрение горсовета проекты решений по каким-либо вопросам.
- Изменений много, но что же они дадут простым мичуринцам?
- Сейчас местное самоуправление входит в новую эру повышенной ответственности перед населением города за свою деятельность. Большая степень этой ответственности ложится на плечи депутатов городского Совета. Мы не будем теперь беспомощно разводить руками в ответ на жалобы граждан в адрес должностных лиц администрации города. У нас появилась реальная возможность, засучив рукава, детально работать по каждому факту неэффективной деятельности местной администрации и влиять на результаты этой деятельности.