Лента новостей
Статья28 января 2012, 01:00

Рождённая в Рождество

Рождённая в Рождество

Недавно в Мичуринске произошло событие демографического характера - исполнилось 100 лет его жительнице Клавдии Николаевне Агеевой. Мы не оставили без внимания этот факт и решили посетить долгожительницу, чтобы из первых рук услышать историю её жизни.

Встреча состоялась в небольшой скромной квартире дома для ветеранов Великой Отечественной войны в районе улицы Парковой. Кроме героини нашего рассказа, на ней присутствовала её дочь Нина Ефимовна, ухаживающая за мамой. Поначалу подумал, что без её присутствия беседы не получится. Но "переводчик" не потребовался. К моему удивлению, столетняя женщина могла без посторонней помощи перелистать страницы своей биографии, проявляя при этом феноменальную память.
Родилась Клавдия Николаевна в деревне Большая Лазовка Петровского района аккурат в Рождество, 7 января 1912 года. Жизнь в ту пору была сытная, вспоминает пожилая женщина. Её родители потомственные крестьяне Николай Фёдорович и Надежда Кирилловна Морозовы вели личное хозяйство. Держали скотину и птицу, выращивали рожь, овёс, пшеницу, просо, подсолнечник. Всё было своё - и мясо, и молоко, и хлеб, и крупа. Когда Клава подросла, и она впряглась в ярмо тяжёлого крестьянского труда. А в 1930 году началась поголовная сталинская коллективизация сельского хозяйства. В Большой Лазовке, как и в других сёлах и деревнях, был создан колхоз, объединивший единоличников. Выполняя постановление партии и правительства, записалась в коллективное хозяйство и семья Морозовых. Работы хватало всем. Особого разделения труда не было. 18-летней Клавдии приходилось быть и дояркой, и птичницей, и полеводом. За что бы ни бралась, всё делала добросовестно, с полной отдачей сил. Тяжёлый крестьянский труд оценивался трудоднями. Не было случая, чтобы Клавдия не выполнила порученное задание. О том, какой ценой, говорили натруженные мозолистые руки. За свой труд колхозники получали натуральную плату в виде картофеля, зерна, проса.
"И в таких условиях жить ещё можно было бы, - делится Клавдия Николаевна. - Но потом наш колхоз объединили с хозяйством соседнего села Песчаное, и жизнь крестьян существенно ухудшилась, многие подались в город". В 20 лет она вышла замуж за односельчанина Ефима Агеева. Когда супруга забрали на фронт, на руках у неё было уже трое детей. Чтобы прокормить и выходить их в военное лихолетье, приходилось весь день работать в колхозе, а по ночам шить нехитрую одёжку для детей. "То были самые трудные годы в моей жизни, - вспоминает К.Н. Агеева. - Но, слава Богу, мы пережили их". Как напоминание об испытаниях уже далёких лет Клавдия Николаевна бережно хранит медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. А ещё - знак ударника сельскохозяйственного труда.
…Общаясь с пожилой женщиной, не могу поверить, что ей 100 лет, - до того правильная, без запинок, её речь, прекрасная дикция, ясность ума, великолепная память, не нуждающаяся в подсказке. Под стать интеллектуальному потенциалу героини нашего рассказа её внешность - на лице отсутствуют присущие людям такого почтенного возраста глубокие морщины, кожа гладкая. Возраст и характер женщины выдают её руки - слишком большие для хрупкой старушки вследствие многолетнего тяжёлого труда.
Продолжая беседу, узнаю, что супруг Клавдии Николаевны вернулся с войны целым и невредимым. В последующие годы в семье родилось ещё пятеро детей. Правда, один умер в младенчестве. Таким образом, Клавдия Николаевна вырастила и воспитала семерых детей. Даже представить невозможно, какой это тяжёлый труд в условиях постоянной жилищной стеснённости и бессонных ночей. И медаль "Мать-героиня" - заслуженная почётная награда.
В 1962 году семья Агеевых перебралась в Мичуринск. Сначала жили в частном доме на улице 8 Марта. "Младший, Коленька, тогда ходил только в первый класс, Нина - в четвёртый, Надя - в восьмой, другие дети уже учились в вузах и работали, - вспоминает Клавдия Николаевна. - Младших не только кормила и обстирывала, но и учила вместе с ними уроки. Все дети были послушными, трудолюбивыми". Видимо, не случайно они вышли в люди. Так уж получилось, что почти все Агеевы связали свою судьбу с заводом "Прогресс". Глава семейства Ефим Сергеевич работал здесь в охране. Его сын Анатолий Ефимович - главным технологом, Николай Ефимович - по технической части, Валентина Ефимовна и Нина Ефимовна - в дочерней фирме "Мицар". В отделе кадров подсчитали: династия Агеевых проработала на заводе в общей сложности 300 лет.
Дети выросли, обзавелись своими семьями, пошли внуки, потом и правнуки. В настоящее время их у Клавдии Николаевны соответственно девять и шесть. Кстати, почти все внуки - врачи и педагоги. В том, что они вышли в люди, есть немалая заслуга и Клавдии Николаевны: до детсадовского возраста забота о них была на её плечах. И как бы в благодарность за это, став взрослыми, они независимо от места жительства (Москва, Рязань, Горки) обязательно приедут навестить бабулю, чтобы поздравить с праздником, юбилеем. А те, кто живёт в Мичуринске, - её частые гости в выходные дни.
Супруг Клавдии Николаевны ушёл из жизни в 1993 году в возрасте 84 лет, и вот уже 19-й год живёт она с дочерью. Нина Ефимовна, не ограничивая себя заботой о матери, продолжает работать в фирме "Мицар" на полставки. И во второй половине дня пожилая женщина остаётся в обществе только одного живого существа - попугайчика Маши. Он и в клетке сидит, и летает по комнате, любит посидеть на плече у Клавдии Николаевны, спеть ей песню на своём птичьем языке. В периоды вынужденного одиночества Клавдия Николаевна читает молитвы. Общаясь таким образом с Богом, она просит у него здоровья и добра для своих детей, внуков и правнуков, царства небесного для усопших родных.
Клавдия Николаевна - глубоко верующий человек. Она живёт с молитвой, строго соблюдает все предписанные религиозными канонами посты, не кушает скоромного по средам и пятницам. Ежедневным правилом для неё стало прослушивание вечерней молитвы по телевизионному православному каналу "Союз". Вера в Бога зародилась с детства. Она передалась ей от родителей, дедушки и бабушки. Клавдия Николаевна с гордостью говорит о своём дедушке Фёдоре Фёдоровиче Морозове, деревенском старосте, который на собственные средства построил школу. В родной деревне церкви не было, и она посещала храм в селе Песчаное за пять километров от дома. А когда перебрались в Мичуринск, ходила слушать проповеди и молиться в церковь Илии Пророка, затем в церковь Всех скорбящих Радость. В последний раз наведывалась в храм в день своего 90-летия. Впоследствии не могла позволить себе этого по состоянию здоровья. В 90-летнем возрасте Клавдия Николаевна перенесла инфаркт, с тех пор она - под наблюдением врача как сердечница. Несмотря на недуг, находит в себе силы жить дальше. В этом ей помогает вера в Бога, доброе отношение к людям, возвращающееся к ней любовью окружающих.
Причина долголетия Клавдии Николаевны - не в соблюдении какой-то специальной диеты - она кушает разнообразную пищу. Объяснение этого феномена нужно искать в её корнях: все предки умерли в возрасте за 90 лет. Нельзя сбрасывать со счётов и морально-психологический климат, в котором она живёт, - забота и доброе отношение родни, православная вера.
У Клавдии Николаевны удивительная для её возраста память. Она помнит наизусть даже стихотворения, которые выучила в 10-летнем возрасте. Все они проникнуты добротой, человеколюбием. Клавдия Николаевна декламирует стихи с чувством, хорошо поставленной интонацией. Как будто от самого сердца идут строки:
Вечер был,
Сверкали звёзды.
А на дворе
Мороз трещал...
Далее речь идёт о сироте, которого приютила добрая женщина. И все прочитанные стихотворения - о доброте и милосердии. Клавдия Николаевна живёт не только религией. Её интересуют и светские события, происходящие в стране и в городе. Городские новости она узнаёт из "Мичуринской правды", которую выписывает много лет.
Раньше Клавдия Николаевна много читала - и художественной, и религиозной литературы, увлекалась поэзией Тютчева, Фета, Пушкина. Но пять лет назад она потеряла зрение, и для неё наступила вечная ночь. Но, несмотря на это, её глаза устремлены чётко на собеседника. Излучая доброту, они как бы заряжают позитивной энергией. Прощаясь с гостеприимными хозяйками, пожелал им добра, согласия, мира их дому.

Автор:Владимир Кужелев