Лента новостей
Статья10 мая 2011, 01:00

Школа государственного значения

Фото Вадима Измайлова.
Фото Вадима Измайлова.

Председатель Правительства, лидер "Единой России" Владимир Путин выступил с инициативой создания нового партийного проекта - "Образование". Его основные задачи - повышение зарплаты учителям, техническое переоснащение образовательных учреждений, решение проблем малокомплектных школ. О том, как этот проект должен быть реализован, он рассказал на заседании Правительства.

Развитие отечественного образования - один из приоритетов руководства страны. Именно этой теме Владимир Путин уделил внимание во время своего выступления перед депутатами в Госдуме.
- В самом образовании определённые шаги предпринимаются в целом. Имею в виду и создание федеральных университетов, и исследовательских университетов, и систему грантов, и развитие малого предпринимательства при вузах. В целом ситуация развивается там неплохо. Что же касается школ, то она, как мы знаем, относится к муниципальному и региональному уровню управления. Однако мы не должны делать вид, что нас это никак не касается, - подчеркнул премьер.
Все регионы тратят на образование примерно 620 миллиардов рублей. Из региональной части примерно 560 миллиардов идёт на заработную плату во все виды учреждений, за которые отвечает регион. Порядка 60 миллиардов рублей из общей суммы идёт на капитальный ремонт и оборудование.
По замыслу премьера средства на ремонт школ, закупку необходимого оборудования будет компенсировать федеральный бюджет. А средства, которые высвободятся, региональные власти направят на повышение зарплат учителям. Целью мероприятий подобного рода, по словам Путина, является доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны.
Глава Правительства привёл сравнительные данные: средняя заработная плата по экономике растёт, по сведениям Минэкономразвития, она сейчас составляет 21 тысячу рублей. А зарплата учителей почти не повышается. В среднем по стране она колеблется в диапазоне 13 - 14 тысяч рублей. Дополнительные вливания в 60 миллиардов рублей в сферу образования позволят регионам создать необходимые ресурсы для повышения зарплат учителям.
Обсуждение этой темы продолжилось на встрече Владимира Путина с руководством партии "Единая Россия", на которой он в очередной раз подчеркнул значимость разработки проекта по развитию образования. При этом заявил, что уже сформулировал поручение Министерству образования и науки, чтобы уже начали работу по подготовке этой программы. Нужно укреплять общеобразовательное пространство страны.
- С учётом особенностей России - это непростая задача: территория огромная, образовательных учреждений очень много по всей стране, много малокомплектных школ. Они достаточно дорогие, и, надо прямо сказать, качество образования там всё-таки, мягко говоря, далеко не всегда отвечает современным требованиям. Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество образования поднять, и сократить расходы? Создание базовых образовательных центров с филиальной сетью - возможный путь решения этой проблемы при улучшении возможности дистанционного образования с использованием современных средств, - заявил Владимир Путин, уточнив, что создание базовых школ с филиальной сетью позволит значительно сократить управленческие издержки.
Премьер-министр считает, что нужно активнее начать работать с регионами для подготовки нового проекта и его реализации. В качестве примера он привёл другую масштабную программу - в сфере модернизации здравоохранения в регионах. Федеральный центр, отделения "Единой России" контролируют реализацию преобразований в медицинской отрасли и отмечают активную позицию руководства регионов.

Александр НИКИТИН.
Председатель Тамбовской
областной Думы, региональный
руководитель проекта.

- Сейчас мы пока только определяем общие черты предстоящей работы. Понятно, что она будет идти по трём основным направлениям. Буквально в ближайшее время мы должны добиться повышения уровня заработной платы учителям как минимум на 30 процентов. Одновременно с этим будет определяться потребность школ области в техническом оснащении, укреплении материальной базы. И, безусловно, важным аспектом для нас станет развитие филиальной сети школ, что позволит (где это возможно) сохранить малокомплектные школы. Могу сказать, что сам лично не приветствую их закрытие. Я много лет занимался возрождением села, и знаю, как важно для сельчан иметь свою школу. Но в некоторых населённых пунктах в учебном заведении обучаются всего один-два ученика, а все предметы ведёт один педагог. Содержать такую школу неэффективно. Мы создали систему базовых школ, оснащённых всем необходимым для качественного образования. Сейчас наша задача - развивать филиальную сеть с сохранением, где это возможно, малокомплектных школ. Сегодня выстраивается последовательная политика, направленная на улучшение условий для работы учителей и для повышения качества услуг для тех, на кого вся эта система и работает, - для учеников.

Елена РЫБАЛЬЧЕНКО.
Директор средней школы №7,
Почётный работник общего образования
Российской Федерации.

- Новый партийный проект "Образование", который будет реализовываться у нас в стране по инициативе В.В. Путина, вызывает разные чувства. В первую очередь положительные. Мы уверены в том, что проект обязательно будет реализован, что изменения к лучшему будут.
Мы очень рады, что руководителем проекта по Тамбовской области назначен А.В. Никитин, ведь именно по нашему округу он был избран депутатом областной Думы 5-го созыва. Только положительно воспринимаем мы основные направления проекта: повышение заработной платы, укрепление материально-технической базы, внимание к малокомплектным школам.
Что же стало для меня ложкой дёгтя?
Во-первых, за прошедшие двадцать лет перемен, которые шли бы на пользу школе, не было. Конечно, я не говорю о возврате старого, обратной дороги нет. Мечтать о лучшем будущем нас отучили. Наш министр ставит задачу воспитания исполнителя, а не творческой личности. Вот эти итоги мы уже чувствуем на себе.
Если сегодня средняя зарплата учителя по городу около 7000, то с, казалось бы, хорошей прибавкой в 30% получится 9000. Разве это достойная заработная плата учителя? Нищий учитель не сможет воспитать личность.
Плавно от этого перейду к улучшению материально-технической базы. По грубым подсчётам она будет выделена федеральным центром на сумму повышения заработной платы. Фонд заработной платы нашей школы увеличится примерно на 3 млн. Вот на эту сумму будем укреплять материальную базу. Тут уж не знаешь, как в анекдоте, то ли к умным, то ли к красивым. Нашей школе 37 лет. В ней ни разу не было капитального ремонта. Этой суммы не хватит даже на то, чтобы полностью поменять, например, все оконные рамы. А потребность в замене катастрофически необходима. Только вот ещё течёт крыша, а спасти её может полный ремонт, а не частичный, т.к. у нас мягкая кровля. Такая же сумма нужна на её ремонт. А там полы, которым тоже 37 лет, туалеты, не соответствующие сегодняшним требованиям... Какая уж тут материально-техническая база?
Я рада, что наш губернатор поддерживает образование, не сокращая финансирование в связи с уменьшением учащихся. Понимаю, что область дать больше не может, не зарабатываем мы, проживающие здесь, больше. Только получается, что школа в Тюмени, где учащиеся входят в здание через турникет по отпечаткам пальцев, имеет намного лучшее оборудование, зарплаты и т.д. Конечно, там нефть и газ. Вот и получается, что сумма поддержки Тюменской области будет резко отличаться от сумм Тамбовской области. Я вижу чистой воды вредительство, что финансирование образования идёт из областного бюджета. Средства, выделяемые на обучение граждан одного государства, разные. Они зависят от региона. Выходит, дискриминация по проживанию. В нашем регионе субвенция на обучение городского школьника около 10000 рублей, а в Москве от 63000 до 200000...
В-третьих, внимание к малокомплектным школам. Обеими руками “за”, ведь только за последние десять лет в государстве было закрыто около 9000 малокомплектных школ, на грани закрытия сегодня многие. Только не согласна с тем, что в маленькой школе не нужны управленцы, логопеды, психологи, социальные педагоги. Маленькая школа - это по численности учеников, а работы в ней не меньше, чем в большой, требования все те же, проблемы все те же. Кто же будет делать эту работу? Никто, просто функции будут опущены. Экономически состоятельные области финансируют свои малокомплектные школы по факту, мы это сделать не в состоянии. У нас за счёт больших школ выживают маленькие.
Итог такой: очень много наболело у учительства, очень много лет не было движения по этим вопросам. Я понимаю, что сразу решить все проблемы не получится, но... надежда умирает последней.

Автор:Наталия Власова