Лента новостей
Статья28 августа 2010, 01:00

Сила слова

Валентину я знала много лет. Мы с ней были односельчане. "Боевая женщина", - говорили про неё. И трудиться умеет, и веселиться - всё умела. Любое дело в руках её спорилось: что скирд поставить, что свёклу полоть, что траву косить. В работе за ней трудно угнаться. Сильная была, ловкая, жизнерадостная, никогда не унывала. Очень хорошо готовила еду. За вкусную стряпню в селе её прозвали Борщихой.
Жила Валя с мужем Николаем и детьми в светлом уютном доме, который весной наполнялся ароматом цветущего сада, а осенью - запахом яблок и слив.
Супруги работали в совхозе. Валентина - поваром в столовой, а Николай - шофёром на молоковозе.
Незаметно летело время. Дети выросли, уехали в город. Может, оттого, что в доме стало без ребят как-то непривычно и пусто, Николай загрустил, начал выпивать.
Валя его уговаривала, совестила, просила, чтобы бросил эту дурную привычку, но всё было напрасно. Вот из-за этой выпивки он и потерял работу. "Слетел с должности", - как говорили мужики. А водитель Николай был отменный. Ещё до армии сел за руль автомобиля.
Через некоторое время Коля устроился истопником в котельной. Но пить стал ещё больше. Наверное, с горя, что с любимой работой расстался. Частенько Вале приходилось разыскивать его по всему селу, бесчувственного тащить домой. Односельчане просто диву давались, глядя на её старания и ангельское терпение. "Брось ты его, проспится, сам прибежит", - говорили ей, но она никого не слушала.
Валентина иногда помогала мужу на работе. Случалось, что и дежурила за него всю смену. Но Валюшка на жизнь не жаловалась. Не показывала вида, что ей плохо и трудно. На насмешки соседок отшучивалась.
Однажды зимним утром я встретила её на улице. Валя возвращалась домой грустная и очень бледная. Это было совсем не похоже на неё.
- Валя, что с тобой? - спросила я.
- Ведь я нынче ночью чуть было не умерла! До сих пор в себя не приду, - горестно ответила Валентина. - Мой Коля, - продолжала она, - должен был в ночь дежурить, топить в котельной. На работу пошёл молодцом. Я корову подоила, в банки налила, на столе поставила. Вроде бы дел больше нет. Хотела телевизор посмотреть, а на душе неспокойно. Мороз на улице сильный. Вдруг Колюха что-нибудь учудит? Пойду, думаю, проверю. Захожу. Точно. А он на куче угля в углу котельной спит.
Подкинув угля в котёл, Валя повела мужа домой. Уложила на сундуке. Куда ж его ещё такого? Он же весь в угольной пыли! Под голову ему старую фуфайку подсунула. А к сундуку стул придвинула, чтобы благоверный не упал.
Сама стала собираться за него на работу. Переоделась. Работать ведь всю ночь. Решила поесть что-нибудь. Налила в кружку молока, отрезала от начатой буханки кусок хлеба. Откусила хлеб, запила молоком. Стала жевать.
В это время Колька заворочался, намереваясь свалиться с сундука. Валя метнулась в сторону мужа, охнула… и подавилась хлебом.
Дыхание сразу перехватило. Она судорожно закашляла, уронила кружку, упала на колени, ладонями упёрлась в пол. Из глаз потекли слёзы, изо рта - слюна. Сердце гулко застучало, вот-вот вырвется из груди. Валентина боялась пошевельнуться. Её охватил страх, жуткий страх. Она чувствовала, что находится на волоске от смерти. Помочь некому. Рядом только пьяный муж. Позвать на помощь она не могла. Да и бесполезно это: жилых домов поблизости нет.
Но инстинкт самосохранения подсказывал: "Вперёд, Валя, вперёд!" Собравшись с силами, полураздетая, ползком она выбралась из дома на узенькую тропинку, которая тянулась через всё село. Нигде ни огонька. Да и что она могла увидеть, стоя на коленях? Вдруг ей показалось, что у бабы Лиды в окне мелькает огонёк. Она поползла в сторону огонька. Тропинка пошла под уклон. Колени и ладони быстро заледенели и не слушались. Она не смогла удержаться на склоне. Сначала заскользила, а потом кубарем покатилась вниз. "Господи, помилуй!" - еле слышно успела прошептать она. Докатившись до подножия пригорка, она сильно ударилась спиной о сугроб. Кусок хлеба вытолкнуло в рот. Она сразу же выплюнула его на снег. Вздохнула свободно и горько заплакала. Громко, навзрыд. Но никто не слышал её плача, ведь село уже спало.
Только теперь она почувствовала, как сильно замёрзла, ведь на улице было очень холодно.
Валя потихоньку встала и медленно пошла домой. Всё это происшествие продолжалось в течение нескольких минут, а ей показалось, что прошла вечность. Войдя в избу, она прижалась к тёплой печке. Отогрелась немного, оделась и пошла дежурить за своего Николая, который мирно спал на сундуке.
Вот такая история…
Но после этого случая Валентина, когда бывает в городе, всегда заходит в церковь.
Храни нас всех, Господь, храни!
Храни от горя и от хвори,
Храни от бед и от напастей,
Храни от скорби и несчастий!




Автор:Тамара Пономарёва