Лента новостей
Статья2 апреля 2016, 07:00

Сколько нужно заплатить, чтобы Богу угодить?

На тему о денежных взаимоотношениях с Господом Богом людей невоцерковлённых меня натолкнул невольно услышанный диалог прихожанки и работницы свечного ящика.

иерей Сергий Конов.  Фото Елены Кременецкой.
иерей Сергий Конов. Фото Елены Кременецкой.

-Мой сын сдаёт в вузе экзамены, скажите, кому нужно усиленно помолиться? - чуть свысока, чеканя каждое слово, снисходительно-учительским тоном обратила на себя внимание дама в норковой шубе.
Привыкшая ко всему, в том числе и к пренебрежительно оценивающему взгляду, скромная труженица свечного ящика добродушно ответила:
- О помощи в учении молятся преподобному Сергию Радонежскому, закажите молебен святому.
- Да уже заказала, - сделав паузу, дама нервно вызволила из своей сумки кошелёк. - А что я ещё должна сделать и сколько заплатить, чтобы мой сын сдал на высший балл?
- Вам необходимо вместе с сыном исповедаться и причаститься Христовых Тайн. Это самое лучшее средство на все случаи жизни, - ответ прозвучал с надеждой и пониманием.
- А при чём здесь исповедь?! Наверное, вы меня плохо слышите? Мне не жаль денег для моего мальчика! Назовите сумму, сколько в вашей церкви стоят… Как их там…
- Требы?
- Ну да, требы. И сколько свечей я должна купить, чтобы поставить перед нужными иконами?..
Вот такое незатейливое отношение сложилось у нас ко всему и всем. По нашему мнению, купить можно всё, даже место в Царствии Небесном, главное - больше денег заплатить. А зачем думать о душе, когда в кармане есть средства. Учителям - конвертик, чтобы лучше учили, врачам - чтобы лучше лечили, а священникам - чтобы лучше молились… Вот такая арифметика! Ладно бы от чистого сердца, как пожертвование, так нет же - в осуждение, дескать, обнаглели все, никуда без взятки! А сами мы белые и пушистые - ангелы небесные!
И осуждаем, осуждаем, осуждаем…
«Да ты посмотри сама, как попы живут, на каких машинах катаются, сколько берут за отпевание и освящение дома! Церковь покупает те же свечи за копейки, а продаёт втридорога!» - негодует моя знакомая, садясь в новенькую иномарку. Нам не нравится, когда кто-то пытается заглянуть в наш карман, но сами мы в отношении других бесстыдно примеряем роль инспектора налоговой полиции. А уж Церкви-матушке в последнее время стало уделяться самое пристальное внимание!.. В смысле учёта церковного бюджета…
Откуда у приходов «огромные» материальные средства, на какие нужды идут наши кровные, нужно спросить у самих священников. На вопросы редакции отвечает настоятель Казанской церкви села Старая Казинка иерей Сергий Конов.

- Отец Сергий, благословите. В народе укоренилось мнение, что Церковь освобождена от уплаты всех налогов, так ли?
- Это очередное заблуждение. Церковь - юридическое лицо, поэтому считается налогоплательщиком. Приход храма обязан не только отчислять налог на доходы физических лиц, но и обеспечивать социальные выплаты, например, в Пенсионный фонд. Да и транспортный налог тоже никто не отменял. Религиозные организации освобождены от НДС и частично от налога на имущество и прибыль. Заметьте, по закону не только Русская православная церковь имеет льготы, но и все зарегистрированные в России религиозные общины.


- Расскажите, пожалуйста, куда идут средства от пожертвований и почему храмы вынуждены «торговать»?
- Добровольных пожертвований прихожан едва хватает на расходы за коммунальные услуги, на содержание и ремонт храма, на жалование духовенства, певчих, бухгалтера. Жители, например, нашего села мало интересуются вопросами церковной жизни. Молодёжи в селе мало. Храм в основном посещают пожилые сельчане и приезжие из города. В воскресные дни и двунадесятые праздники на молитву собирается немногим более двадцати человек. Сами понимаете, такое количество прихожан не обеспечивает всех затрат прихода. Поэтому во многих храмах существует доход от продажи церковных изделий и книг. Эти «деньги от торговли» в полном объёме идут на восстановление и украшение храма, а также на социальное служение. В нашем приходе есть пожилые люди, которые не могут посещать храм по состоянию здоровья. По их желанию над ними совершаются таинства Причащения и Соборования, причём безвозмездно. Продукты, приносимые прихожанами на канун для поминовения, традиционно раздаются нуждающимся, в основном многодетным семьям. В благотворительных целях на нужды украинских беженцев в прошлом году мы смогли собрать несколько тысяч рублей. Средства требуются на многие нужды, в том числе и для воскресной школы. Родители, которые приводят детей к нам, чаще всего люди небогатые. Поэтому наши педагоги бесплатно обучают ребят, в том числе и рукоделию, занимаются с ними творчеством, вокалом, вывозят на экскурсии. На это денег от записок и треб, как правило, не хватает, их надо изыскивать, постоянно у кого-то просить.

- В последнее время в средствах массовой информации всё чаще используется образ «пастыря на мерседесе». Откуда такие средства, если пожертвований едва хватает на самое необходимое?
- Знаете, есть известное выражение: священник живёт так, как живёт его паства. Если он служит в столице и в храм его ходят богатые люди - это один уровень пожертвований и доходов священника, а если храм сельский - совершенно другой. Одно дело - имущество личное, а другое - имущество церковное, в том числе и священнические одежды, которые должны быть величественными, дорогого шитья и убранства, поскольку за богослужением священник являет собой образ Христа. Между прочим, когда речь заходит о достатке церковнослужителей, никто даже не задаётся вопросом, живёт ли он в своём доме или скитается по съёмным квартиркам, ездит ли он на своей машине или по доверенности. Порой наличие у священника добротной одежды, праздничной трапезы или даже автомобиля - результат попечения прихожан, желающих материальным образом выразить свою благодарность за молитвенную помощь.

- Откройте нам, пожалуйста, секрет: существует ли фиксированный тариф на исполнение треб священником?
- Тариф - не церковное определение, ведь плата за требоисправление православными священниками добровольная. «Такса» на требы и назначение штатного жалования духовенству впервые были установлены при Екатерине II. Сии действия стали частью весьма обширного обмирщения Церкви для контроля её доходов. До сего времени она так и не смогла освободиться от однажды навязанного ей правила.

- Что же мешает вернуться к обычному пожертвованию - кто сколько может?
- Как ни странно, сами прихожане. Хотите пример из жизни? Один батюшка в своём храме положил свечи рядом с ящиком для пожертвований, не назначая за них определённую цену. К вечеру свечей не стало! По селу прошёл слух, что в храме их раздают бесплатно, и сельчане решили запастись «таким подарком» впрок. Прискорбно, но таков сегодня духовный уровень многих «верующих» людей. Да и сам народ за несколько десятков лет расцерковления не желает воспринимать свой приход (тот храм, который они чаще всего посещают) как общий (!) дом молитвы, где незримо пребывает Сам Господь Бог. Не понимают люди, что забота о храме лежит не только на служащих в нём, а и на всех прихожанах, считающих себя верующими. Сия истина никак не соизмеряется с «традиционно» сложившимся пониманием человека в церкви: пришли, купили, поставили, поклонились…и трава не расти. Мы же для себя работаем: в своём доме моем пол, вытираем пыль, стираем, чистим… Почему же во славу Божию не хотим потрудиться?

иерей Сергий Конов.  Фото Елены Кременецкой.
Иерей Сергий Конов. Фото Елены Кременецкой.
иерей Сергий Конов. Фото Елены Кременецкой.
Автор:Елена Кременецкая