Со скрипкой по жизни

16 марта 2017, 12:38 1948

По мнению любителей музыки, из всех музыкальных инструментов скрипка наилучшим образом передаёт переживаемые человеком чувства, подчёркивая малейшие нюансы состояния души. Не случайно именно её выбрала себе в спутники жизни с юных лет известный в Мичуринске музыкант, композитор, поэт, член Союза театральных деятелей Российской Федерации, почётный профессор Мичуринского ГАУ, ветеран труда Наталья Павловна Ермилова.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (03/16/2017 - 13:37)

Н.П. Ермилова.

Святая
к музыке любовь

Тяга к музыкальному творчеству передалась Наташе с генами родителей. Её отец Павел Дмитриевич, воспитанник знаменитой театральной студии МХАТ-2, которой руководил М.А. Чехов, всю жизнь посвятил театральному искусству, работал режиссёром во многих областных театрах России. Мать Ольга Алексеевна Таякина, выпускница Ленинградской студии музыкально-драматического театра, была актрисой и певицей. Выступала она и в роли режиссёра-руководителя самодеятельных коллективов.
Родители с детства прививали дочери любовь к музыке, сценическому искусству. И не случайно уже в пятилетнем возрасте она начала осваивать премудрости игры на скрипке. В 1959 году закончила Мичуринскую детскую музыкальную школу, затем - Тульское музыкальное училище по специальности «Струнные инструменты и скрипка» и Саратовскую консерваторию, где получила диплом преподавателя и артиста оркестра.


Дудочка
с человеческим
голосом

Судьба забросила Наталью Павловну сначала в город Ефремов Тульской области, где она открыла скрипичный класс в местной музыкальной школе, затем в Иркутск, где играла в областном симфоническом оркестре в группе первых скрипок. Трудовое турне молодого специалиста по России завершилось в Омске, где она служила в оркестре государственной филармонии и преподавала в музыкальной школе.
В 1979 году по семейным обстоятельствам вернулась в Мичуринск и связала свою жизнь на долгих десять лет с драматическим театром. Как заведующая музыкальной частью, она занималась музыкальным оформлением спектаклей. За 10 лет их было более 50, в их числе такие, как «Святой и грешный» М. Ворфоломеева, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Клоп» В. Маяковского, «Вожак» З. Станку, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Широко были представлены и постановки для детей: «Кошкин дом», «Поющий поросёнок», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Слава, слава Айболиту!» и другие.
Особенно памятен Ермиловой «Белый пожар» И. Гладких, за который режиссёр Г.К. Томилин и исполнитель роли И.В. Мичурина И.Н. Полянский получили премию К.С. Станиславского. За прекрасное музыкальное сопровождение спектакля автор пьесы Иван Григорьевич Гладких вручил нашей героине свою книгу с дарственной надписью. Кстати, Наталья Павловна отметила существенный вклад в эту работу звукорежиссёра А.А. Подковырова.
Ко многим постановкам Наталья Павловна написала оригинальные авторские песни и романсы, и актёры, аккомпанируя себе на гитаре, исполняли их.
По сюжету одного из спектаклей злые люди утопили девушку в болоте, и на этом месте выросла тростинка. Из неё умельцы изготовили дудочку, поющую человеческим голосом. Как в музыкальном плане представить такой сюжет на сцене? Наталье Павловне удалось успешно решить эту задачу. Она сочинила мелодию, которая была умело исполнена на кларнете, на неё наложился голос актрисы, и получился эффект поющей дудочки.
А вот к спектаклю «Хищница» нужно было сочинить гимн армии Наполеона Бонапарта. Кроме Натальи Павловны, этим занялись её мама Ольга Алексеевна и дочь Ольга. И получилось вот что:
Встанем все, как один, на защиту империи.
Наше знамя с орлом гордо мы пронесём,
И, поправ королевские троны и мантии,
С Бонапартом великим весь мир обретём.

Произведение творческого трио органично вписалось в канву спектакля и было встречено зрителями на ура. Нелишне также добавить, что Наталья Павловна занималась подготовкой молодых актёров к исполнению в Тамбове песен военных лет в День Победы. Эти направления деятельности Н.П. Ермиловой получили высокую оценку Тамбовского отделения Союза театральных деятелей России.

Очарование
«Барокко»

В 1979 году начался новый этап в творческой биографии Н.П. Ермиловой. Она стала преподавать класс скрипки и общеознакомительное фортепиано в детской музыкальной школе. Здесь за 30 лет работы научила играть на скрипке многих ребят, прививая им любовь к серьёзной классической музыке. При этом воспитывала в детях уважительное отношение к людям, трудолюбие, дисциплинированность, честность, порядочность, другие лучшие человеческие качества. По словам педагога, самым одарённым её учеником был Николай Сергеев, впоследствии - солист симфонического оркестра Тамбовской филармонии, неоднократный лауреат престижных конкурсов.
Вместе с преподавателем музыкальной школы О.В. Ивановской Н.П. Ермилова создала скрипичный ансамбль «Барокко». Специально для него была произведена аранжировка многих старинных и современных музыкальных произведений. Значительную помощь в этом оказала выпускница музыкальной академии имени Гнесиных Виолетта Воронова. За 20 лет существования «Барокко» успешно выступал на концертных площадках Тамбова, Мичуринска и районов области, участвовал и в открытии литературно-музыкального музея Голицыных. Во время перерезания красной ленты музыканты на крыльце дома исполняли произведения Моцарта.
Творческий потенциал и огромное трудолюбие Н.П. Ермиловой позволяли ей совмещать педагогическую деятельность в музыкальной школе с работой в Мичуринском ГАУ, где она проводила со студентами занятия по вокалу и технике речи, репетиции хора и вокалистов. На эту пору приходятся два памятных события в жизни нашей героини: участие в создании гимна университета на слова почётного профессора В.Н. Змеевского и сочинение баллады «Об ушедших в бессмертие» на слова писателя, поэта и журналиста В.К. Кострикина.

Мораль сей басни
такова

Н.П. Ермилова - неизменный участник творческих встреч писателей, поэтов, художников, музыкантов, журналистов и краеведов. Без неё не обходятся презентации их произведений в читальном зале городской библиотеки, открытие различных выставок в музеях. Приподнятую атмосферу создаёт исполнение на скрипке классических произведений. Партнёром в таких выступлениях нередко бывает Т.В. Курсакова. Кроме того, по поручению директора музыкальной школы И.Б. Беляниной Наталья Павловна занимается наполнением школьного музея литературно-художественным содержанием. А ещё кладёт на музыку стихотворения местных поэтов, создавая романсы и песни.
Н.П. Ермилова постоянно в творческом поиске. Одна из её последних задумок - театр басни имени И.А. Крылова. Уже сделаны первые шаги по его созданию - прошли при полном зале три постановки, роли в которых исполняли как сама Наталья Павловна, так и её бывшие воспитанники и учащиеся школы № 1. Эти спектакли позволяют зрителям глубже проникнуть в суть творчества великого баснописца, остающегося актуальным и в наше время.
Наталья Павловна играет на скрипке не только для публики, но и для себя, так сказать, для души. Голосом струнного инструмента выражает свои сокровенные мысли и чувства. Ну и, конечно, скрипка помогает ей справляться с жизненными трудностями.