ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" - одно из немногих сохранившихся градообразующих предприятий. И горожанам небезразлична его судьба. Особенно волнует она сейчас, во время набирающего обороты финансово-экономического кризиса. О том, благодаря чему на фоне краха многих производственных структур предприятию удаётся держаться на плаву, - беседа с генеральным директором В.А. Дмитриевым.
- Владимир Анатольевич, какой главный вопрос стоит на повестке дня у руководства завода?
- Главный вопрос не только для нашего, но и для других предприятий - возможность существования вообще. Многие партнёры, с которыми мы сотрудничали, обанкротились, не выдержав натиска кризиса. Мы же работаем в полную силу, у нас много заказов как по уже освоенной, так и по новой технике, которую ещё предстоит осваивать.
- Давайте вернёмся к 2007 году и проследим, как развивался кризис и какие он имел для вас последствия.
- 2007 год был для нас юбилейным - мы отмечали 50-летие завода. И всё складывалось как нельзя лучше по всем направлениям нашей деятельности. Благоприятным был для нас и первый квартал 2008 года, когда мы добились более чем 10-процентного роста объёмов производства по сравнению с тем же периодом 2007 года. Второй квартал стал переломным. Начались задержки с перечислением нам денег за выполненные заказы. Предприятия, входящие в структуру авиационной промышленности, резко снизили обороты. А в итоге перестали быть востребованными и приборы, которые мы выпускаем, по ним пошли отказы. К тому же мы не смогли "раскрутить" свои товары народного потребления (соковыжималки, кофемолки и т.д.), спрос на них резко упал. Широкую гласность тогда получила история с пятнадцатью МИГами, которые Алжир вернул России. А ведь в них вложен труд коллективов многих предприятий авиапрома, в том числе и нашего. Потоком пошли отказы по спецтехнике, наряду с этим существенно снизились денежные поступления. Ситуация усугубилась ещё больше в связи с остановкой заводов по производству автобусов - это больно ударило по нашему производству пневмотехники. Упал спрос и на наши изделия для АвтоВАЗа. Многие предприятия задолжали нам крупные суммы. Все эти отрицательные слагаемые привели к тому, что производство шло на спад и в третьем, и в четвёртом кварталах. И год мы закончили с более чем 10-процентным отставанием от 2007 года.
- Какие уроки извлечены из случившегося?
- Мы поняли, что жить по старинке нельзя, что прежняя тематика может подвести, нужно осваивать новую, востребованную продукцию. Над решением этой стратегической задачи пришлось немало потрудиться. И теперь наряду с тем, что мы продолжаем сотрудничать со старыми партнёрами, ищем и находим новых, которые характеризуются как финансово стабильные и могут обеспечить нас перспективными заказами. Таким образом, нам удалось существенно расширить круг потребителей нашей продукции. В настоящее время мы обеспечены по отдельным направлениям долгосрочными (до 2012 года) заказами. К новинкам можно отнести приводную технику и приборы для самолётов ИЛ-96300 и АН-148. Заключён договор с ЗАО "Авиастар" (г. Ульяновск) на изготовление для него изделий на самолёт ТУ-204. То есть получается, что кризис сработал на нас.
- Так это же здорово!
- Если бы не одно "но". Сегодня мы не можем сделать качественный рывок, потому что у нас не хватает высококвалифицированных кадров, которые могли бы с листа выполнять сложную работу. Это в первую очередь токари, фрезеровщики, шлифовщики. Рабочих у нас много, но тех, кто способен выполнять сложную работу, недостаточно. Я уже говорил о росте заказов на 2009 год на 35 процентов по сравнению с 2008 годом. Мы могли бы довести эту цифру и до 50 процентов, поскольку не потеряли доверие у наших партнёров, выстояв в конкурентной борьбе родственных предприятий. Но нас сдерживает нехватка квалифицированных кадров. И не только рабочих специальностей. Нам нужны также хорошие технологи по механообработке, специалисты по проектированию, мастера, другие категории ИТР. Из-за нехватки нужных кадров сейчас мы делаем даже меньше, чем в первом квартале 2008 года. Объясняется это тем, что 30% от общего объёма приходится на продукцию, которая находится в стадии освоения, на что, естественно, требуется дополнительное время.
- В чём причина нехватки квалифицированных кадров, ведь "Прогресс" в былые годы славился ими?
- Если раньше на завод устраивались главным образом по блату, то теперь ситуация изменилась, так как работать здесь считается непрестижно. В сознании людей сложился неправильный имидж предприятия.
- Что делается для того, чтобы поднять престиж "Прогресса"?
- Понятно, что в первую очередь людей интересует заработная плата. И хотя высококвалифицированные станочники и монтажники получают по 30 и более тысяч рублей, у других категорий работников зарплата недостаточно высокая. И одна из первостепенных задач - повысить её. Вероятно, уже во втором квартале 2009 года мы сможем увеличить среднюю зарплату. Такое возможно при условии успешного освоения новой продукции. А с 1 января уже повышена в два раза зарплата низкооплачиваемым работникам. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. Престиж предприятия укрепляется и по другим направлениям. Стало традицией подводить итоги производственного года в торжественной обстановке. Премия "Триумф труда" вручается победителям в девяти номинациях. Скажите, где ещё, как у нас, каждые субботу и воскресенье коллективы всех цехов организованно выезжают на заводскую базу отдыха и интересно, с пользой для здоровья проводят свободное время. Там же работники завода отмечают многие праздники. Зима не исключение. В эту прекрасную пору отдыхающие совершают лыжные прогулки по лесу, катаются с ледяной горки, обливаются водой из источника. А в первую субботу марта в честь Международного женского дня все желающие совершают традиционный лыжный поход от заводской проходной до базы отдыха. Кроме того, заводчане участвуют в соревнованиях по зимней и летней рыбалке, в том числе со спиннингом, в летней и зимней спартакиаде. Укреплению престижа завода способствовало и образование у нас ячейки Союза машиностроителей России, в которую вошли более 100 человек. Благодаря такому шагу появилась возможность участвовать в формировании стратегии развития машиностроительной отрасли. Достаточно сказать, что руководителем этого союза является генеральный директор Ростехнологии, объединяющей более 600 предприятий оборонного комплекса, Сергей Чемезов. Следовательно, этой организации многое под силу. Хочу отметить один немаловажный факт. Могу с полной уверенностью сказать, что сегодня молодёжь морально не готова идти в рабочие. И отрицательную роль в формировании такого настроения играет реклама, которая преподносит нам "белые воротнички" как хозяев жизни. В противовес этой рекламе скажу, что труд высококвалифицированного рабочего не менее, если не более, интеллектуальный. Ведь у нас сотни станков, оснащённых компьютерами. И чтобы уметь работать на них, нужно обладать недюжинными знаниями. И оснащение производства высокотехнологичным оборудованием продолжается. Так, в январе приобретён новый японский станок фирмы "Содик" по электроискровой обработке деталей.
- Итак, судя по вышесказанному, проблема №1 для вас кадровая. Как она решается?
- Мы делаем ставку на молодёжь - будущее завода. В плане подготовки станочников сотрудничаем с промышленно-технологическим колледжем, подготовки рабочих специальностей, а также мастеров и технологов - с политехническим техникумом. При заводе действует бюро технического обучения, которое занимается подготовкой станочников. Любой парень, пожелавший связать свою жизнь с заводом, может устроиться у нас сначала учеником. В течение трёх месяцев он будет овладевать рабочей специальностью под руководством опытного наставника и при этом получать стипендию в размере 4330 руб. На таких условиях на работу к нам может поступить и выпускник школы, не имеющий специальности, и даже те, кто закончил девять классов. Кроме того, заключён долгосрочный договор с аграрным университетом на подготовку для завода инженерных кадров. Многие выпускники этого вуза уже работают у нас. А ещё мы направляем молодых людей, прошедших у нас конкурс, на учёбу в Тульский политехнический университет по специальности "Приборостроение" и Тамбовский технический университет. Ребята учатся в этих вузах на бюджетной основе, получают стипендию и доплату к ней от завода. Через год первые их выпускники придут к нам. Уже сейчас на заводе трудится более 900 молодых людей в возрасте до 30 лет. И тенденция пополнения коллектива молодыми кадрами налицо.
- Спасибо за содержательную беседу. И новых успехов!