Лента новостей
Статья14 марта 2009, 15:23

Закон поможет отстоять правду

Нередко в редакцию обращаются горожане, которые приобрели некачественный товар в одной из торговых точек. Как поступить в таком случае? Куда обратиться? Ответы на эти вопросы не раз появлялись на страницах газеты, но проблемы у наших читателей продолжают возникать. Автор очередного письма заставляет нас по-новому взглянуть на процесс приобретения сотового телефона.

Уважаемая редакция газеты "Мичуринская правда"!
Пишу вам в надежде найти выход из непростой ситуации, в которую я попал. В конце прошлого года я купил сотовый телефон в магазине "Беталинк". В процессе его использования заметил, что кнопка завершения разговора не работает. Так как гарантийный срок телефона ещё не закончился, я отдал аппарат в магазин, где мне сказали, что он будет отремонтирован в течение полутора месяцев. Срок этот истёк в конце февраля, но когда я попытался узнать судьбу своего телефона, обратившись в магазин, мне ответили, что "Беталинк" обанкротился. Больше никакой информации мне получить не удалось. Теперь я даже и не знаю, где искать мой телефон.
Юрий Орехов.
Пенсионер.
Ул. Тамбовская.
За комментариями мы обратились к начальнику Территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области в г. Мичуринске, Мичуринском, Никифоровском, Петровском, Первомайском, Староюрьевском районах В.Д. Наумову. Валерий Дмитриевич отметил:
- В статье 20 Закона о защите прав потребителей, определяющей устранение недостатков изготовителем, особое внимание следует обратить на п. 1. В нём говорится, что "недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем или продавцом на основании договора незамедлительно". В комментариях к Закону понятие "незамедлительно" детализировано и расшифровано. Срок устранения недостатков устанавливается документально, письменно и составляет не более трёх суток. Если это не устраивает продавца или покупателя, то срок "незамедлительности" устанавливается в суде.
В письме читателя указано, что ему определили срок в полтора месяца. Могу сразу сказать, что нет такого срока в рамках правового поля. Максимальное количество дней, отведённое на устранение недоброкачественности товара, - 20. Более длительный срок продавец может установить, только если это оговорено письменным договором, заключённым с согласия обеих сторон.
Хочется указать и ещё один момент. Телефон сотовой связи относится к так называемым товарам длительного пользования, поэтому по требованию покупателя продавец обязан в течение трёх дней предоставить на период проведения ремонта аналогичный товар. Но подчеркну, что процедура проводится только по требованию клиента, она не входит в обязанности продавца.
Просьбы о предоставлении аналогичного товара, как правило, удовлетворяются. Для этого в магазинах существует обменный фонд. Именно из этого фонда покупателю после заключения письменного договора о передаче на время проведения ремонтных работ аналогичного купленному товара выдаётся необходимый предмет, в данном случае - сотовый телефон. Это происходит без каких-либо финансовых издержек, бесплатно.
Но здесь следует отметить, что существует сложнобытовая техника. Читателям необходимо знать, что на неё не распространяются требования на передачу аналогичного приобретённому товара на период устранения неполадок. К сложнобытовой технике относятся автомобили, мотоциклы, другие номерные агрегаты, мебель, бытовые приборы, используемые как предметы туалета (электробритва, щипцы для завивки волос), медицинского назначения или обеспечивающие термическую обработку (микроволновая печь), оружие.
Какими средствами и методами гражданам можно защитить свои права, указано в рамках статьи 18 Закона. В первую очередь при приобретении товара необходимо получить документ купли-продажи (товарный чек, кредитный договор и др.). При обнаружении неполадок за время гарантийного срока эксплуатации товара, обращаясь в магазин, необходимо помнить, что отношения с продавцом нужно строить не на эмоциях, а в рамках правового поля.
Покупатель должен изложить претензии в виде так называемого заявления-претензии. В нём письменно сообщается о всех неполадках, с которыми столкнулся клиент. Этот документ составляется в двух экземплярах.
Если администрация магазина согласна с тем, что неполадки имеют место и это именно брак завода-изготовителя, ситуация может быть урегулирована незамедлительно. Или расторгается договор купли-продажи и возвращаются деньги, или товар меняется на аналогичный, или предлагается другая модель с выплатой разницы стоимости. Если продавец сомневается, что неполадки связаны с производственным браком, назначается независимая экспертиза.
В нашем случае читатель передал товар на ремонт, однако срок возвращения был определён только устно. Письменно дату не зафиксировали. В такой ситуации договорённость смогут подтвердить свидетели. Необходимо найти двух человек, которые письменно подтвердят, что слышали разговор и точную дату возвращения вашей покупки. Отмечу также, что когда срок ремонта затягивается, продление его происходит только при согласовании с покупателем и обязательно закрепляется письменно.
При построении отношений между покупателем и продавцом наш орган становится арбитром. Если клиент столкнулся с тем, что истекли оговорённые сроки, а товар не возвращён, как и в рассматриваемом случае, он может обратиться к нам. Мы вступаем на защиту прав потребителя.
Автор:Юлия Фотинова