Лента новостей
Статья24 марта 2009, 08:26

«Дети века» Валерия Аршанского

Немало в нашем городе людей, носящих почётное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации". Среди них и актёры, и хореографы, и писатели, и журналисты. Достойное место в этом ряду занимает долгие годы возглавлявший редакционный коллектив "Мичуринской правды" талантливый журналист, член Союза писателей Российской Федерации В.С. Аршанский. Недавно вышла в свет егоновая книга "Дети века". Рецензию на это издание мы и предлагаем вашему вниманию.

Книга Валерия Аршанского необычна по формату. В неё вошли новые повести, рассказы, очерки, публицистика. Органично вписываются в её ткань редкие фотографии с комментариями в разделе "Стоп-кадр. Фотомгновения жизни", а также "Автографы". Например, скульптура Эрнста Неизвестного, художника Михаила Шемякина, композитора Александра Журбина, музыковеда Святослава Бэлзы, внучки Шолом Алейхема американской писательницы Бэл Кауфман. О том, как они оказались у Валерия Аршанского, рассказывается в его повести "Исповедь Козерога". Наш земляк по восточному календарю родился под знаком Козерога. Как известно, это самый выносливый и стойкий из всех знаков зодиака как физически, так и морально. Он живёт реальной действительностью, умеет и любит работать. Шаг за шагом, ступень за ступенью он идёт к цели. С огромным терпением и невероятным упорством преодолевает все препятствия. Ничто не может обескуражить Козерога и заставить его свернуть с пути. Весьма примечательные черты характера для писателя. Особенно для современного писателя.

Валерий Аршанский, как мне думается, не случайно отказался от традиционных канонов составления новой книги - он хочет сообщить читателю и о Себе и о "не о себе" что-то большее, чем он сам, то есть и о Другом. Если судить по нынешним изданиям, такой подход к литературе стал встречаться всё реже и реже.
Власть, не освящённая писательским словом, оказывается шаткой, недолговечной. Поэтому именно в глубинке России происходит заметное оживление литературной жизни, появляются новые издания, выделяются средства на оказание материальной помощи писателям. Так обстоят дела и у нас, на Тамбовщине, по крайней мере, так было до кризиса. Сейчас чуть ли не вакуум.
Замечательный писатель из Воронежа Иван Евсеенко, с которым Валерия Аршанского связывает многолетняя дружба, давно писал в "Литературной газете": "Подлинный писатель - человек государственный, поскольку занимается делом государственного масштаба и значения - пишет судьбу народа. Относиться к нему надо тоже по-государственному, как к национальному достоянию. К большому сожалению и несчастью, в высших эшелонах власти этого до конца не понимают".
Книга Валерия Аршанского "Дети века" создана подлинным писателем, который по-государственному болеет за судьбу России, за её народ. "Прямая обязанность художника, - писал Александр Блок, - показывать, а не доказывать". Автор с беспощадной искренностью показывает век минувший и век нынешний и вершителей судеб людских, и тех, кто, покусывая ногти на подрагивающих пальцах, почёсываясь во всех местах, нарезает всё новые и новые нетерпеливые круги вокруг гогочущих девиц, ожидая, когда же они оставят у стены опорожнённые бутылки. Работа такая…
Пока есть такие, как генеральный директор крупнейшего в Евразии территориально-промышленного комплекса Геннадий Григорьевич Куликов ("Повышение"), примадонна Евгения Владимировна ("На деревянной скамье сидели"), Митька Куц ("Царедворец Архипович") - над такой "люпофью", то есть жизнью, и впрямь впору заплакать.
Хочется полностью процитировать один фрагмент из раздела "Разное" с подзаголовком "Мысли. Записи. Заметки". "Мне рассказывал один старенький мичуринский учёный, что при знакомстве с печально знаменитым Трофимом Денисовичем Лысенко тот ему сказал следующее: "Вы видите перед собой человека, который ничего не знает, но который знает, как пользоваться знаниями тех, кто не знает, как ими пользоваться". Может быть, в этом афоризме и кроется вся отгадка феномена Лысенко?
Кстати, при всём при том "зловещий" Лысенко в годы войны спас немало людей из научного окружения, разрешив им срезать верхушки картофелин, предназначенных для различных опытов, и пускать их в еду.
Вот уж действительно: "Суди строго себя. А не ближнего". Вместо того, чтобы постоянно искать недостатки и ошибки в наших ближних и находить некоторое удовольствие в суждениях и пересудах об их действиях, нам бы следовало строже следить за собой и стараться избегать всего того, что может послужить соблазном братьям. Мы слишком легкомысленно относимся к нашим собственным недостаткам, забывая, что своим необдуманным поведением не только вводим в искушение меньших братьев, но и грешим против закона, которому служим, не исполняя на деле правил, нами же исповедуемых. Добро и зло. Между этими двумя полюсами и мечется душа человека.
Имя писателя, художника становится как бы волшебной палочкой. Дотронешься до глухой стены - и вот ты уже в другом новом мире, в стране, где ещё никогда не бывал. Сколько больших художников, столько и стран, особых, не похожих одна на другую. Страна Валерия Аршанского не существует сама по себе. Она не отрешена от России и Украины, с их пейзажами и народом, создавшими писателя. Страна Валерия Семёновича в какой-то мере категория географическая (он рассказывает о конкретных городах и весях), но в большей степени эстетическая, духовная. С одной стороны, всё точно и достоверно. С другой, В.С. Аршанский выдумщик в лучшем смысле этого слова, которого бы правильнее назвать романтиком. Если он скажет: "И быстро-быстро бьётся в груди Кокса горячее сердце, из пульса которого всё можно услышать. Если, конечно, только захотеть прислушаться", то ему веришь. Как веришь в то, что "плохих военных не бывает", "страх - это третья беда - после голода и холода. Да какая беда". Мне, чьё детство выпало на военное лихолетье, очень понятны эти слова.
В основу книги Валерия Аршанского положены не только чрезвычайные события, приключения, а, главным образом, впечатления, личная жизнь. Он неравнодушный человек, в этом, на мой взгляд, его главная сила как художника.
Конечно, понятие доброты, человечности, или, скажем, гуманизма уже входит в понятие неравнодушия, ибо равнодушный человек не может быть добрым. Но всё же доброту Валерия Аршанского хотелось бы подчеркнуть особо. Это не всепрощающая доброта, потому что писатель может быть саркастичен, беспощаден к злодейству, карьеризму, тупости, хамству, предательству, холуйству. Но зато он глубоко добр ко всему доброму, а, главным образом, конечно, к людям, встретившимся ему на непростом жизненном пути и оставшимся навсегда на страницах его книги. Он добр к тем, которые считают: "…надо жить не только для того, чтобы сало на животе было толще, а чтоб душа была чище!". Эта доброта чувствуется во всех произведениях, но особенно в рассказе "Дудочка". Валерий Аршанский вселяет своей добротой надежду. И это очень важно в нашей нынешней очень непростой жизни. Хотя когда она, жизнь наша, простой-то была?! Добрый, трудолюбивый, светлый человек живёт на нашей тамбовской земле.
В новой, седьмой по счёту, книге Валерия Аршанского органично сочетаются традиции и новаторство. Само понятие "традиция" несёт в себе, на мой взгляд, лишь положительную окраску. В течение веков от искусства отпадает всё мелочное и ложное и вырабатывается традиция, которую, кстати, нельзя путать ни с тенденцией, ни с частным влиянием того или иного мастера слова той или иной школы. Для меня традиция - это писать так, чтобы ты мог уважать каждую строчку, уметь донести до читателя свои ассоциации и вызвать у него подобные. Ведь "писать, - как повторял Константин Паустовский, - не ремесло и не занятие. Писательство - призвание". В наше время, когда книжные магазины заполнены "дамскими" и "коммерческими" изданиями, книга "Дети века" всколыхнула мою память, мою душу своей правдой жизни, пусть порой и жёсткой, она возвратила меня в моё трудное детство и в мою молодость.
Валерия Аршанского я знаю много лет. Мне импонирует его творческое поведение, его миропонимание, огромное трудолюбие во всех ипостасях - и как писателя, и как журналиста. В свою новую книгу он включил блестящие очерки об Иване Владимировиче Мичурине "Чудак или гений?", Маргарите Филипповне Киреевой ("Цветы России"), Ирине Николаевне Чувилкиной - дочери Героя Социалистического Труда Натальи Андреевны Шиповской ("Милая белая роща") и о других замечательных людях, чьи судьбы тесно переплелись с Мичуринском.
Художественную литературу условно можно разделить на две категории: на книги интересные и книги умные. Когда эти два качества соединяются в одной книге, о ней будут говорить долго и много. Она выдержит испытание временем. Я убежден, что "Дети века" относятся именно к таким книгам. За несколько вечеров, когда я читал её, я успел привязаться к персонажам, к метафоричному живому языку.

Автор:Евстахий Начас