Статья под таким заголовком была опубликована в "МП" №94, 95 от 22 мая. Суть её содержания в том, что 86-летняя участница Великой Отечественной войны Валентина Григорьевна Бекетова по причине бюрократической волокиты до сих пор не смогла улучшить свои жилищные условия. И это при том, что в год 65-летия Победы и на федеральном, и на региональном уровнях проводится широкомасштабная работа, направленная на решение этой важной задачи. После нашей публикации в редакцию пришло письмо, подписанное ветеранами педагогического труда Фаиной Васильевной Артёмовой и Ниной Филипповной Борзых.
"Возмущение, удивление и негодование испытали мы, старая гвардия учителей Заворонежской школы, прочитав статью "Жильё для ветерана". В.Г. Бекетова, участница войны, одинокая женщина 86 лет, живёт в доме-развалюхе без газа и туалета. Для нас, работавших с ней не один десяток лет, это шок. За её права вступилась ученица Л. Баева, но Валентина Григорьевна не удостоилась внимания районных властей, хотя по долгу своей службы они обязаны благоустроить жизнь заслуженного человека, скромного, отзывчивого, воспитавшего не одно поколение граждан. Как же можно забыть о ветеранах Великой Отечественной войны в год 65-летия Победы?! Между тем это она терпела голод, рыла окопы, работая по ночам. Это она исходила поля колхоза имени Коминтерна вдоль и поперёк, работая на них в мирное время. Это она бессменный и бесценный рассказчик о войне на мероприятиях районного масштаба, воспитатель подрастающего поколения. Где же вы, руководители сельского Совета, района? Строятся мемориалы, восстанавливаются памятники погибшим, а о живых забыли. Сделайте доброе дело: вспомните о жертве своего забвения. Ей и нужна-то однокомнатная квартира с удобствами. Помогите ей, пожалуйста".
Со времени выхода в свет публикации прошло около месяца, и мы решили узнать, есть ли сдвиги в улучшении жилищных условий ветерана войны и труда В.Г. Бекетовой. Встретились с Валентиной Григорьевной в её стареньком деревянном домике постройки 1928 года на улице Набережной, что в селе Заворонежском. А перед тем мы узнали в сельском Совете, что 86-летняя хозяйка этого дома отказалась от ремонта крыши и пожелала, чтобы ей оказали помощь в газификации. Наш разговор начинаем именно с этого.
- Валентина Григорьевна, почему вы изменили своё решение?
- Ко мне приходили заместитель главы сельсовета Надежда Александровна Бортникова и работница "Заботы" Ольга Васильевна (не помню её фамилии). Наверное, тогда под влиянием состояния здоровья (у меня поднялось давление) я согласилась с тем, что лучше сначала провести газ. Ведь топить печку в 86 лет очень тяжело.
- Но провести газ очень дорого, около ста тысяч. А бюджет выделяет на эти цели всего до 25 тысяч. Сможете потянуть такой груз?
- Вряд ли. Пока заплатила 18500 рублей за уличный газопровод.
- А там ещё и крыша худая?
- Недавно сильным ветром раскрыло часть крыши, листы кровельного железа унесло во двор к соседям. Спасибо, помогли внуки сводной сестры - восстановили кровлю. Но крыша всё равно протекает, железо-то за 82 года истончилось, в нём образовались дыры. И стропила сгнили. После дождя на чердаке сыро.
- А в каком состоянии другие части строения?
- Если в общем, то дом можно назвать развалюхой. Вот недавно стал разваливаться от старости фундамент. И те же внуки сводной сестры отремонтировали его с одной, фасадной, стороны, а с трёх других всё осталось в прежнем состоянии. На ремонт истратила 25 тысяч - потребовалось много кирпича, цемента, песка.
Мы обошли вокруг дома. Со стороны двора вид у него довольно убогий, чему во многом способствуют дощечки от ящиков, служащие облицовкой стены. И тем не менее судить о степени износа строения не берёмся - это прерогатива специалиста. А изнутри жилище смотрится довольно прилично. Потолок и стены в хорошем состоянии.
- Это потому, - объяснила Валентина Григорьевна, - что потолок обит фанерой, а на стены поклеены обои. Внутри же всё гнилое.
- Ваши коллеги написали письмо в редакцию, в котором выражают пожелание, чтобы вам дали однокомнатную квартиру со всеми удобствами. Как вы на это смотрите?
- Конечно, я не против.
Прежде, чем продолжить этот диалог, стоит напомнить, что есть постановление Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года "Об утверждении положения о признании помещения непригодным к проживанию". И если дом В.Г. Бекетовой будет отнесён к этой категории, она может рассчитывать на более серьёзную помощь от государства. Пример тому - многочисленные телесюжеты о посещении Президентом РФ Д.А. Медведевым и председателем Правительства РФ В.В. Путиным ветеранов войны в полученных ими новеньких квартирах. Почему бы не воспользоваться этим шансом, приуроченным к 65-летию Великой Победы, и В.Г. Бекетовой? Ведь она заслужила своим ратным и гражданским трудом такие блага. Но для этого остаётся сделать самое малое - чтобы эксперты подтвердили непригодность дома к проживанию. Но и здесь вышла загвоздка. В беседе с заместителем главы Заворонежского сельского Совета Н.А. Бортниковой выясняется интересная деталь.
- Мы предлагали ей этот вариант, - сказала Надежда Александровна, - но она отказалась от него.
- Что необходимо, чтобы запустить этот механизм?
- Написать заявление в сельсовет и представить документы о непригодности жилья. Соответствующие эксперты есть и в городе, и в Заворонежском.
Вот тут-то самое время задать следующий вопрос В.Г. Бекетовой.
- Валентина Григорьевна, как получилось, что вы отказались от возможности получить квартиру?
- Действительно, такой разговор с Надеждой Александровной у нас был, но я не очень поверила в свою счастливую судьбу и сказала: "Вы не дадите квартиру, пока я не умру. Сделайте лучше ремонт крыши и помогите в проведении в дом газа".
Видно, что Валентина Григорьевна никак не поймёт: если она избрала другой путь, то 800-е постановление администрации Тамбовской области гарантирует ей лишь один вид помощи, и она не может рассчитывать на помощь и в газификации, и в ремонте крыши.
Видно, что хозяйка нервничает. "Раньше была спокойная, хватало терпения на многочисленных учеников, а вот теперь нервы стали подводить, - жалуется она. - И вообще от этого всего я устала".
Таким образом, вырисовываются два варианта продолжения этой непростой истории. Первый: В.Г. Бекетова продолжает идти по избранному пути и в результате получает мизерную помощь из областного бюджета. Второй: действует в соответствии с постановлением №47 Правительства РФ. Хочется пожелать В.Г. Бекетовой и тем, кто ей помогает и желает добра, не складывать раньше времени оружия. И тогда, возможно, Валентина Григорьевна получит то, что по праву причитается ей.