220 лет назад во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. в Керченском морском сражении русская эскадра разгромила турков.
Немало войн насчитывает российская история. Освободительные, или отстаивающие интересы государства, они стяжали славу русскому оружию. Одной из таких войн была русско-турецкая, объявленная России Турцией летом 1787 года.
Опираясь на дипломатическую и военную поддержку Франции, Англии и Швеции, турецкий султан Селим III стал требовать возвращения Крыма, признания Грузии своим вассалом, досмотра российских торговых судов, проходящих через черноморские проливы. После решительного отказа Турция ещё до получения в Петербурге известия об объявлении войны напала на русские сторожевые корабли у Кинбурна.
Русские войска действовали в составе двух армий, объединённых под общим командованием генерал-фельдмаршала Г.А. Потёмкина, но истинными героями русско-турецкой войны 1787-1791 годов можно смело назвать генерал-аншефа А.В. Суворова и контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Ослаблению турецкого флота во многом способствовала блестящая морская победа в Керченском сражении, произошедшем в июле 1790 года. Оно - яркий пример применения новой для того времени манёвренной тактики, основы которой были заложены русским контр-адмиралом Ушаковым во второй половине XVIII века.
Перед выходом в море Ушаков получил сведения о том, что турецкий флот замечен неподалёку от Севастополя и Балаклавы, после чего проследовал на восток. Было очевидно, что турецкая эскадра собирается высадить десант в Крыму. Оценив сложившуюся обстановку, Ушаков направился к Керченскому проливу и занял позицию на пути наиболее вероятного движения турецкого десанта. Одновременно с этим часть лёгких крейсерских судов была откомандирована Ушаковым в разведку. Вскоре со стороны Анапы показалась турецкая эскадра.
Турки, используя попутный ветер и превосходство в артиллерии, решительно атаковали русские корабли. Авангард отразил атаку и своим огнём привёл неприятеля в замешательство. Раздосадованный первой неудачей командующий турецкой эскадрой ввёл в действие новые корабли для усиления атаки. Тогда Ушаков приказал фрегатам выйти из общей линии строя и образовать резерв, чтобы использовать его в решающий момент в нужном направлении. Остальные корабли центра подтянулись к авангарду.
Наконец русские суда сблизились с противником на расстояние картечного выстрела, ввели в действие все свои орудия и решительно перешли в наступление. Не выдержав огня русских, турецкие корабли, находившиеся в непосредственной близости от флагманского корабля русской эскадры, стали поворачивать и выходить из боя. К вечеру противник окончательно отказался от сопротивления и, преследуемый русскими кораблями, стал отступать.
В результате успешно проведённого боя высадка турецкого десанта в Крым была сорвана. Многие турецкие корабли получили серьёзные повреждения, а одно посыльное судно с экипажем было потоплено. Довольная исходом сражения у Керченского пролива императрица Екатерина II писала Потёмкину: "Победу Черноморского флота мы отпраздновали вчера молебствием у Казанской. Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчинённым".
В 1791 году был заключён Ясский мир, согласно которому Турция признавала присоединение Крыма к России, а также уступала ей свои владения между Бугом и Днестром, где вскоре началось строительство порта Одесса. Границы России достигли южных пределов Восточно-Европейской равнины, а степные просторы - очаги набегов - стали вскоре районами торговли и земледелия.