В начале прошлого года на экраны страны вышел исторический фильм "Тарас Бульба” по мотивам известного каждому со школьных лет произведения Н.В. Гоголя, вызвавший всплеск интереса к истории взаимоотношений России и Запада, православного и католического миров.
Привычное восприятие Тараса Бульбы и его современников как образов, созданных гением великого художника слова Н.В. Гоголя, стоит дополнить историческими фактами, подтверждающими подлинность тенденций, отмеченных писателем, - формирование двух типов национального самосознания жителей Малороссии. В 1652 году на территории современной Воронежской области у впадения речки Острогощи в приток Дона Тихую Сосну был построен город Острогожск. В том же году по приказу русского царя Алексея Михайловича Романова в крепости поселили тысячу малороссийских казаков, которых привёл с Волыни полковник И.Н. Дзиньковский. Они пришли из-за Днепра, с территории современной Западной Украины, из области, непосредственно граничащей с Польшей на западе и Белоруссией на севере, спасаясь от притеснений польского государства и католического духовенства, в пределы независимого русского государства. Казаки полковника И.Н. Дзиньковского положили начало большому переселению малороссов в Придонские степи.
Правительство России предоставило переселенцам право сохранить всю организацию украинского казацкого полка. Новосёлам были предоставлены льготы, позволявшие заниматься промыслами, владеть землями, угодьями, мельницами, рыбными ловлями, винокурением, виноторговлей, не платя податей и таможенных денег. За это они должны были оборонять южные границы России. К казакам полковника И.Н. Дзиньковского присоединилось немало выходцев из-за Днепра. Они образовали Острогожский слободской полк, первый из слободских малороссийских посёлков, возникших на степных рубежах русского государства.
В 1672 году казаки Острогожского полка получили от царя Алексея Михайловича грамоту на владение землями по притоку Дона реке Чёрная Калитва, расположенными к югу от Тихой Сосны. Началось освоение и заселение территорий, где стоят современные города Россошь, Ольховатка, Кантемировка, Богучар, Петропавловка, Калач и другие. Треть районов современной Воронежской области говорит по-малороссийски. Похожая ситуация в Белгородской области. Такое влияние Малороссии на юге России обусловлено не сегодняшним географическим соседством. Главными факторами являются национальная и религиозная идентичность населения, пришедшего с севера из России и с запада из Малороссии в середине XVII века.
Монгольское завоевание Киевской Руси в 1237-1242 гг. разделило единую древнерусскую народность на три части. Россия - часть бывшей Киевской Руси - попала под власть монголов, Белоруссия вошла в состав набиравшего силу молодого Литовского государства, Малороссия перешла под контроль Польского королевства. За четыре века жизнь в различных государствах с XIII по XVII вв. в совершенно непохожих жизненных реалиях естественным образом сформировала существенные различия в трёх частях прежде единого народа.
Монголы были веротерпимы и деятельности Русской Православной церкви на подвластной себе русской территории не препятствовали. Принятие в XIV веке ханами Золотой Орды ислама положения дел в Московской Руси практически не изменило. Религиозного гнёта со стороны Золотой Орды не было. Ей нужны были русские деньги, а не души русских данников. Похожая ситуация была в Литве. Литовские князья-язычники не препятствовали православному русскому населению, составлявшему 9/10 части жителей Великого княжества Литовского, исповедовать свою веру. В процессе начавшейся христианизации Литвы литовские князья сами принимали православную веру.
Дети сильнейшего литовского князя средневековья Гедимина (1305-1341) от православных жён свободно принимали православную веру. Большая часть населения литовского государства считали себя русскими и православными, что позволяет современным историкам говорить о русском характере Великого княжества Литовского. Кто знает, где была бы столица России сегодня, прими литовцы православие в те времена, когда Смоленск был в составе Литвы, Рязань находилась в вассальной зависимости от литовского государства, а женой московского князя Ивана была дочь литовского князя Витовича Софья.
Сын Гедимина Ольгерд был крещён в детстве, в конце жизни принял монашеское пострижение с именем Алексия. Однако сын Ольгерда Ягайло в 1387 году, женившись на польской княгине Ядвиге, принял католическую веру и переориентировал Литву на политический и идеологический союз с Польшей и католическим духовенством. Началась активная христианизация Литвы по католическому образу и слияние Литвы и Польши в единое государство на основе общей религии. Начавшись в XIV веке, в XVI веке этот процесс принёс свои результаты, жёстко отразившиеся на судьбе православного русского населения.
Польское государство, включавшее в свой состав древнерусские земли по Днепру, первоначально особого давления на православных русских не оказывало. Положение стало меняться после брака польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло в 1387 году. Ягайло обещал католическому духовенству обратить православных в католическую веру. Однако сопротивление русского населения быстро умерило его активность.
Только после окончательного объединения в 1569 году на Люблинском сейме Польши и Литвы в единое государство положение православных изменилось в худшую сторону. Религиозное давление польско-литовского государства и католического духовенства и послужило причиной массового переселения православного населения, считавшего себя русским, в пределы собственного русского государства.
С 1569 года поляки свободно проникают в литовские и русские земли. Брак литовского князя Ягайло и польской королевы Ядвиги привёл к фактическому поглощению Литвы более сильной в политическом, экономическом и идеологическом смысле Польшей. Поляки берут литовские и русские земли под свой контроль. Возникла идея Унии православной и католической церквей, то есть фактически принятие католичества с сохранением православной обрядности. В 1590 году епископ Луцкий Кирилл Терлецкий подал королю просьбу о подчинении русской церкви папскому престолу. До этого православная митрополия управлялась по старым порядкам, когда митрополит утверждался константинопольским патриархом. В 1595 году Кирилл Терлецкий и епископ Владимирский Игнатий Поций в Риме приняли Унию с католической церковью. На соборе в Брест-Литовске в 1596 году было объявлено об этом населению, что спровоцировало раскол. Православные покинули собор и объявили об отлучении от веры униатов. Униаты, в том числе примкнувший к ним митрополит, объявили проклятие противникам унии. Было приказано считать противников унии изменниками польскому королю. Государственная власть Польши силой навязывала Унию православному русскому населению территорий бывшей Киевской Руси. Исповедовавших православную веру заключали в тюрьмы, морили голодом, епископов и священников лишали епархий и приходов, а места их отдавали принявшим Унию. Православные храмы обращали в униатские. Гонения испытывали православные в Литве, Галиции, Малороссии. В Малороссии восстали казаки, но поляки подавили бунт, а гетмана Наливайко сожгли на медном быке. После восстания Богдана Хмельницкого в ходе русско-польской войны Малороссия перешла в подданство России. Литва, Галиция, Волынь остались под властью Польши. Православные из этих частей польского государства уходили в Россию. Поэтому появление в 1652 году казацкого полка И.Н. Дзиньковского из Волыни и последующее переселение на южные окраины православного московского государства переселенцев православного вероисповедания с территории католической Польши выглядит закономерно и естественно.
Русский историк Н.И. Костомаров писал об этих событиях:
"Малороссы стали переселяться в огромных количествах в привольные южные степи Московского государства с берегов Днепра, Буга и других мест. Они сжигали свои хаты и гумна, чтобы не достались врагам, складывали на возы свои пожитки и отправлялись огромными ватагами искать новой Украины, где не было ни поляков, ни евреев - сборщиков налогов. Отряды польского войска заступали им дорогу; малороссы пробивались с ружьями и даже пушками на новое жительство. Тогда, меньше чем в полгода, появились в пограничных областях многие малорусские слободы, из которых некоторые дали начало значительным городам". Здесь вполне логично встаёт вопрос, к какому народу относили себя переселенцы из Малороссии на южные окраины Московского государства. Принято считать, что национальность человека определяется двумя факторами в их совокупности: национальным самосознанием и языком общения.
Англичане, новозеландцы и ирландцы говорят на английском языке, но это три разных народа. Сербы - православные, хорваты - католики и боснийцы - мусульмане говорят на одном языке, но это три разных народа.
Англо-канадцы и франко-канадцы говорят на разных языках, но это один народ, канадцы. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском, старороманском языках, но это единый народ.
Пришедший с берегов Буга на берега Дона полк казаков Дзиньковского и другие переселенцы из Малороссии в 1652 году пробивались в Московию к своим, причём однозначно к своим. Подданные Великого княжества Литовского из Белой Руси и подданные Польского государства из Малой Руси считали себя русскими по вере и крови, потому и переселялись в Россию. Расселяясь на территории современных Воронежской и Белгородской областей, переселенцы из северных областей России и из западных областей Малороссии никогда здесь не имели межнациональных конфликтов. По одной простой причине - несмотря на существенные различия в языке, они были представителями единого народа и чётко осознавали это.
Принципиально противоположно шло историческое развитие на оставленной переселенцами с русским самосознанием территории Волыни, Галиции и других областей древнерусского государства под властью католической Польши. Введение Унии с католической церковью, а фактически принятие католической религии при формальном сохранении православной обрядности запустило механизм формирования новой этнической общности, нового народа. Последствия этого процесса хорошо видны сегодня. Восточная часть Малороссии стремится жить единой жизнью с Россией. Западная часть - особенно Волынская, Львовская, Ивано-Франковская области - тяготеет к союзу с Польшей. Термином "украинцы" себя обозначают фактически два народа.