Лента новостей
Статья26 февраля 2011, 00:00

Париковых дел мастер

Париковых дел мастер

Уникальная профессия - пастижёр. Мастер штучной выделки, чаще всего - самоучка, пребывающий в вечном поиске материалов и инструментов для работы. Но зато её результат неизменно вызывает аплодисменты, ведь пастижёр - это специалист по изготовлению париков, усов и бород, а также украшений из волос, и работает он, как правило, в театре.

Александра Петровна Дурнева тридцать лет и три года превращает безусых юнцов в солидных бородачей, и современных барышень, стриженных под мальчика, в златокудрых красавиц минувших веков. Её рабочее место - небольшая гримёрка под крышей Мичуринского драматического театра. Работа пастижёра очень кропотлива и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель. Сначала на деревянную болванку натягивают основу - мантюр, к ней крепят собранные в виде бахромы тонкие волосяные пряди - трес. Требуется до восьми метров треса на одно изделие. С усами, бородами и бакенбардами тоже сложностей хватает. На специальную ткань - театральный тюль - маленьким тонким остро заточенным крючком наносят по одному волосу. Процесс напоминает ковроткачество. Есть один интересный приёмчик, с помощью которого прямые волосы превращают в "негритянскую" курчавую шевелюру. Для этого их варят в крепком соляном растворе.
Это сейчас парики надевают по особым случаям, а были времена, когда их носили постоянно и даже меняли по нескольку раз в день: утром - чёрный, днём - каштановый, а вечером - светлый. По ним можно было определить профессиональную принадлежность мужчины: адвокат он, торговец или священнослужитель. Всё это ввели в моду французы в эпоху барокко. Французское словечко "пастиж" означало "неестественный", "поддельный". А вот древние греки и римляне были людьми сугубо практичными. Они носили парики, чтобы скрыть плешивость, а затем - как головные уборы.
Конечно, Александра Петровна не мечтала о такой профессии. Работала в парикмахерской мастером широкого профиля. А потом вышла замуж за актёра, и супруг привёл её в театр. Отработала один день и испугалась.
- Перед спектаклем - настоящий аврал, - вспоминает А.П. Дурнева. - За 45 минут нужно всех актёров подготовить к выходу на сцену. С непривычки голова идёт кругом, и руки не слушаются. Решила: больше сюда не приду. А тут гастроли, и ехать некому. Одним словом, уговорили. А как я из гримёров в пастижёры переквалифицировалась, это отдельная история. В 79-м году ставили пьесу "Белый пожар" об Иване Владимировиче Мичурине с Полянским в главной роли. Пригласили специалиста из Москвы. Он показал, как делать бороду, усы, оставил набор рабочих инструментов. До сих пор ими пользуюсь, потому что новых купить негде.
Моя работа не ограничивается изготовлением реквизита. Во время спектакля я стою за кулисами и время от времени поправляю исполнителям причёски. Борис Николаевич Леонов - человек с очень подвижной мимикой, и ему постоянно приходилось подклеивать усы. Однажды во время монолога он почувствовал, что один ус предательски сползает вниз, и, не дождавшись конца сцены, тайком снял усы. Наверное, внимательные зрители были сильно удивлены такой перемене в облике героя. Большим любителем усов был Владимир Васильевич Войцеховский. Ни одной роли не мог играть без этого аксессуара. Видимо, считал, что они придают особую характерность образу.
Один раз моё умение пригодилось правоохранительным органам. В 80-е годы прошлого века к нам обратился руководитель линейного отдела внутренних дел. Для поимки преступника меня попросили загримировать под старика одного сотрудника. Операция прошла успешно.
Случаются и конфузы. Как-то на Новый год давали по три представления кряду. Суматоха стояла невообразимая. Все боялись что-то напутать. Валентина Павловна Кошмина, игравшая Бабу Ягу, похвалила меня: "Александра у нас молодец, у неё всегда в работе порядок". Приободрённая добрым словом готовлю её к выходу, и лишь потом, приглядевшись, замечаю, что парик-то я надела задом наперёд! Но уже поздно, Баба Яга летает по сцене на метле. А мы за кулисами смеялись до упаду.
Сейчас кипит работа над музыкальной постановкой "Бременские музыканты". Делаю реквизит всем участникам спектакля, включая разбойников. Ещё не факт, что первоначально изготовленный парик понравится режиссёру и актёру. В процессе генеральных репетиций может случиться так, что его по какой-то причине забракуют, и тогда придётся спешно переделывать или доводить до ума готовое изделие.
Большая проблема у театральных пастижёров с материалами. Натуральные волосы - удовольствие дорогое, чаще приходится использовать искусственные, либо сострижённые пряди. Бывает, знакомые приносят. А в XVII веке для этих целей шли даже волосы казнённых людей, и вообще масса всякого подручного сырья: сушёная трава, волокна кукурузы и конопли, шёлковые нити и кружева.
Подумать только, в дореволюционной России в каждой парикмахерской оказывали услуги по прокату "накладной головы" и шиньонов, в некоторых даже работали мастера по их изготовлению, а сейчас от всего этого великолепия остались лишь небольшие отделы в универмагах. Правда, в крупных городах вновь появилась мода на массовые увеселительные мероприятия вроде балов и корпоративных вечеринок. И на них дамы соревнуются в изощрённости нарядов и причёсок. Пышные свадьбы и конкурсы красоты тоже дают работу мастерам пастижёрных украшений. Может, и в наших краях постепенно войдут в обиход красивые фенечки и грандиозные сооружения из волос. Поживём - увидим.

Автор:Ирина Адам