Лента новостей
Статья14 февраля 2012, 01:00

Пока не иссякла любовь

Протоиерей Анатолий Солопов
Протоиерей Анатолий Солопов

10 февраля исполнилось 65 лет настоятелю Боголюбского кафедрального собора протоиерею Анатолию Солопову. Богата событиями и во многом поучительна жизнь нашего земляка. Вот что рассказывает о ней сам юбиляр.

Никогда не думал, что стану священником. Решение это созрело во мне под воздействием нескольких чудесных событий. Но обо всём по порядку.
Я родился в рабочей семье, пятым из шестерых детей. После школы собирался учиться в строительном институте, но надо было помогать близким, поэтому пошёл работать. Приоделся чуть-чуть, и тогда мой товарищ предложил идти вместе с ним в технологический техникум. В 68-м году закончил его и устроился теплотехником на одном заводе в Брянской области. Вскоре меня поставили главным механиком завода. Такая ответственность и пугала, и заставляла внутренне подтянуться. И как-то раз случилось непредвиденное.
Раньше мне никогда не снился дедушка, а тут вдруг привидился в вещем сне и говорит: "У тебя взорвётся котёл. Читай чаще "Отче наш" и "Богородицу". А я как раз накануне расписался как ответственное лицо за технику безопасности всего завода. К дедушкиному предостережению я отнёсся серьёзно. И буквально через два дня случилась предсказанная авария: котёл взорвался, пробил потолок и упал на то место, где обычно стояли работницы. Но по стечению обстоятельств никого в цехе не было. Потом женщины вспоминали и удивлялись: "Что нас заставило уйти в разгар рабочего дня - непонятно". Если бы были жертвы, то для меня это означало бы уголовную ответственность. С того самого момента я стал осмысленно молиться, задумываться о вере.
Но главное обращение к Богу произошло во время службы в армии. Я попал в войска наподобие ОМОНа. Помню, перекинули нас в одну горячую точку, и мы оказались в шаге от смерти. Я получил тогда сильную травму головы. И непроизвольно вырвался крик души: "Господи, если я останусь живым, то уйду в церковь". Вернувшись, был принят на завод "Прогресс" инженером-технологом. Работа была интересная, творческая. Мне удалось стать лучшим рационализатором среди молодёжи области. Думал, успею исполнить обещание. Проработал три года, как вдруг Господь меня предостерёг: или ты шесть лет будешь болеть, или уйдёшь в церковь.
Произошло это так. Прилёг я отдохнуть после работы, и мне открывается такая картина: на улице - март, а в доме стоит ёлка. Я спрашиваю у супруги: "Почему её не убрали?". А она мне отвечает: "Ты думаешь, прошло три месяца? Нет, прошло уже шесть лет, и ты всё это время сильно болел". Я подхожу к календарю, смотрю с недоверием, и вижу на нём вместо 73-го 79-й год. Тогда я взмолился: "Матерь Божия, не наказывай, я сделаю, что обещал". После этих слов за окном возник престол Божий и ангелы вокруг него. На этом видение кончилось.
Доработав до отпуска, написал заявление об уходе. Со стороны моё решение выглядело странно. Но я без колебаний стал готовиться к поступлению в семинарию. Через несколько месяцев из военкомата стали интересоваться, где я работаю. Узнав о моих намерениях, они подняли тревогу, ведь ко всему прочему я был ещё и комсомольцем. Жене стали советовать разойтись со мной, как с неблагонадёжным гражданином, обещали оказать моральную помощь, дать отдельное жильё. Но были и те, кто поддержал моё решение, это в первую очередь протоиерей Виктор Медведев, впоследствии - настоятель Боголюбского храма и другие священники.
Рвение моё во время учёбы в Тамбовской семинарии было таково, что за один семестр я изучил весь курс. Но меня долго не рукополагали, потому что не утвердил уполномоченный по делам церкви при горисполкоме, т.е. фактически сотрудник КГБ. И всё же Божией милостью я стал священником. Двадцать лет отслужил в Тамбове, в маленьком Покровском храме, единственном на весь город. Туда съезжались верующие со всех окрестностей. Служили по четыре литургии. Я был самый молодой священник во всей епархии, состоящей из тридцати семи приходов. Были колоссальные нагрузки. Подъём в 4 часа утра, первую литургию проводил сам, на второй исповедовал, дальше - крестины по 60 человек в день, потом отпевание на кладбище, а вечером собирались в храме читать Соборное послание. Как говорят отцы церкви: когда церковь гонима, она сильная.
В 90-е годы прошлого века меня перевели в Боголюбский храм настоятелем. Собор находился в плачевном состоянии. Да и с паствой были проблемы: вначале прихожан не было вовсе, потом люди потянулись к нам и сейчас заполняют храм целиком. Сразу же мы позаботились о детях - открыли воскресную школу. С тех пор прошло 18 лет, и некоторые её выпускники служат сейчас в Тамбовской епархии.
Наблюдая за тем, что происходит в жизни, я делаю вывод: все наши беды происходят от недостатка любви к ближнему. Как иссякнет она, так и жизнь на Земле прекратится. Люди часто делают ставку на богатство. Но мудрецы давным-давно предостерегали: выгода погубит мир. Деньги опасны тем, что ставят человека в зависимость. Придумывая всё новые способы их использования, люди пресыщаются, но уже не могут остановиться в бесконечной гонке за золотым тельцом. Это сродни наркомании. А итог корыстолюбия, зависти, непомерной гордыни - страшные заболевания - инфаркты, злокачественные опухоли, иммунные сбои организма. Неспроста они стали прогрессировать в нашем обществе в последние десятилетия.
Так что есть о чём задуматься всем нам, если мы хотим перемен к лучшему. Вспомните о бессмертии души, настройте себя на делание добра, пока не иссякла ЛЮБОВЬ.

Автор:Ирина Адам