Воссоздать историю “Мичуринской правды” сегодня нам помогает ветеран газетного дела, член Союза журналистов СССР Леонид Михайлович Калиниченко.
“Родился я в Мичуринске в 1929 году, и сейчас мне 83 года. В "Мичуринскую правду" попал, имея за плечами богатый жизненный опыт. После окончания школы №1 учился на агронома-овощевода в плодоовощном техникуме, располагавшемся в здании, где потом прописалась гимназия. По распределению меня направили в село Мановицы. Отработав в колхозе один год, я написал заявление об уходе, мотивировав своё решение необходимостью продолжить образование.
Поступил в Плодоовощной институт имени И.В. Мичурина. Доучился до третьего курса, после чего ушёл в Дом пионеров, где стал работать руководителем фотокружка, благо фотодело освоил самостоятельно в совершенстве. За девять лет (с 1950 по 1958 год) подготовил много фотографов, в их числе такие известные люди, как Юрий Александрович Марухин, который затем закончил операторское отделение ВГИКа и работал на Минской киностудии, Владимир Романов, впоследствии кинооператор в крупной воинской части, дислоцировавшейся в Москве, Игорь Бобров, погибший во время съёмок под копытами нёсшейся галопом лошади (привязанный к её брюху, он снимал крупным планом копыто), Игорь Алексеевич Иванов, ставший директором станции юных техников. В те годы Дом пионеров располагался на втором этаже здания на улице Советской, а на первом находился кинотеатр "Победа". Я организовал световую газету, которая демонстрировалась на экране перед началом сеанса в течение десяти минут. Показывались сюжеты из жизни города преимущественно сатирического плана. Это "кино" делалось из фотографий и рисунков и пользовалось у зрителей большим успехом. Кстати, главным редактором световой газеты был заместитель редактора "Мичуринской правды" Леопольд Артурович Израелович. Газета просуществовала два года (1955-1956), её активно поддерживала директор кинотеатра Любовь Ивановна Пржигодская. Впоследствии она стала инициатором строительства кинотеатра "Космос".
Ещё работая в Доме пионеров, я был внештатным корреспондентом районной газеты "Голос колхозника", в которой ответственным секретарём работал Иван Ильич Скоркин, в дальнейшем ответственный секретарь "Мичуринской правды". Писал также заметки на самые разные темы в областную газету "Молодой сталинец", там же было напечатано множество моих фотографий.
Теперь конкретно о том, как я попал в штат "Мичуринской правды". Пришли как-то ко мне на занятия в Дом пионеров бывший в то время редактором газеты Иван Иванович Дубровский и его друг И.И. Скоркин. Посидели у меня два часа, после чего пригласили на работу в редакцию. Так в 1958 году я стал первым фотокорреспондентом "Мичуринской правды" (до этого такой должности здесь не было).
При И.И. Дубровском я отработал всего три месяца, потом его забрали в Тамбов, где он работал главным редактором областного радио. А редактором "Мичуринской правды" был назначен Дмитрий Александрович Семёнов, работавший до этого секретарём парторганизации в Арженке… В то время корреспондентами были Андрей Павлович Наторин, Тимофей Илларионович Бубнов, освещавший работу предприятий, Лаврентий Потапович Короткий (отдел писем), Олег Михайлович Чувашов. И.И. Скоркин был ответственным секретарём, а Л.А. Израелович - заместителем редактора.
Интересный случай произошёл в 1961 году, когда полетел в космос Ю.А. Гагарин. Нужно было срочно поместить в свежий номер его фотографию. А где её взять? Тогда меня озарила идея: Гагарина можно сфотографировать с экрана телевизора (он был только у редактора). Дмитрий Александрович одобрил мою идею. Идём к нему домой, и я отснимаю две плёнки по 36 кадров. И надо же - два кадра получились отлично! Какой был фурор! О фотографии узнали в "Тамбовской правде", звонили, чтобы выяснить, где мы её взяли. За такую инициативу я получил благодарность от руководства и премию в размере 50 рублей (в то время это были большие деньги - гонорар целого газетного номера).
Тираж газеты в начале 60-х годов составлял всего около трёх тысяч экземпляров. Потом он начал увеличиваться, но до десяти тысяч не дотянул, этому препятствовал редактор из экономических соображений - финансирование издания осуществлялось из областного бюджета.
Когда я впервые пришёл в редакцию, она располагала всего тремя кабинетами в здании на улице Советской. В одном находился редактор, в другом Л.А. Израелович, И.И. Скоркин и я, в третьем, выходившем окнами во двор, - остальные сотрудники. Небольшую комнатку занимали две машинистки. Корректоры располагались в помещении типографии. Первое расширение площади, занимаемой редакцией, приходится на 1963 год. Тогда линотипы убрали в пристройку, ликвидировали лестницу, которая вела со второго на третий этаж. В итоге редакция обзавелась фотолабораторией и комнатой для корректоров.
Д.А. Семёнов был самым демократичным редактором. При нём жизнь в редакции была насыщенной, интересной. Мы делали своё дело, но находили время и для обсуждения всех значимых событий, происходивших в городе и стране. Нередко проходили горячие диспуты в кабинете Л.А. Израеловича. Споры доходили до такого накала, что буквально стон стоял. Другой отдушиной в работе была игра в бильярд, которая нисколько не возбранялась. Зато газета тогда откликалась на все события очень оперативно. Уже на следующий день сообщения о них выходили в свет. Мы работали буквально с колёс. Но для этого нередко приходилось выпускать газету до трёх ночи.
Штат редакции пополнили в 1965 году корреспонденты Виктор Константинович Кострикин и Юрий Александрович Круглов. В 1970 году Д.А. Семёнов лишился своего поста редактора за дисциплинарный проступок и был назначен директором кладбища. А его место занял Игорь Александрович Крылов, человек строгих правил. Если прежние редакторы считали, что основными сотрудниками должны быть мужчины, то Игорь Александрович нарушил это правило. Первым корреспондентом-женщиной стала Ираида Леонтьевна Федоринова, вторым - Нина Алексеевна Кострикина. Если раньше газета выходила три раза в неделю, то при И.А. Крылове периодичность возросла до пяти раз.
Я отвечал за иллюстрации. Моим главным инструментом был немецкий фотоаппарат "Лейка". Но когда подводил цинкограф, изготавливавший на основе фотографии металлическое клише, с которого фотография переносилась на газетную бумагу, его работу приходилось выполнять мне. Кстати, за изготовление клише меня нередко поощряли. Работая в редакции, я успевал снимать короткометражные кинофильмы о жизни города по заказу руководства Мичуринска. Объектив фотокамеры запечатлел трудовые будни заводов и фабрик, научных и образовательных учреждений, железной дороги. Последний кинофильм, рассказывающий о жизни редакции, снял в 1965 году. Кроме того, организовывал фотовыставки в клубах, краеведческом музее. В них участвовал также ветеран Великой Отечественной войны Алексей Фёдорович Измайлов. (Сохранилась красочная афиша выставки в краеведческом музее, посвящённой 30-летию Победы. Прим. авт).
Я так и продолжал бы работать в "Мичуринской правде", но судьба преподнесла мне сюрприз. Случилось это в 1977 году. Как-то собрался в очередной поход за интересными снимками на локомотиворемонтный завод. Перекидываю через плечо фотоаппарат, и тут меня останавливает И.А. Крылов: "Зайди в кабинет". Захожу и вижу областное начальство. Говорят: "Бросай фотоаппарат, с сегодняшнего дня ты директор гортипографии". Привели меня в актовый зал, располагавшийся на третьем этаже, там уже собрался весь коллектив типографии. Все обрадовались моему назначению. Я согласился стать директором, не зная, что по документам здание типографии нельзя эксплуатировать, так как оно находилось в аварийном состоянии. А когда узнал об этом, стал добиваться строительства нового здания типографии на Липецком шоссе. И оно началось в 1978 году на собственные средства типографии. Но в новом здании мне не довелось работать. Понимая, что если случится неладное, отвечать придётся мне, проработав в этой должности один год, я ушёл в декабре 1978 года в пединститут, где была вакансия старшего преподавателя кафедры химии. Обучал студентов обращаться с техническими средствами. Работал здесь, пока не исполнилось 72 года. С тех пор - на заслуженном отдыхе”.
х х х
Вместе с супругой Людмилой Дмитриевной, преподавателем физики и математики, с которой прожил 55 лет, Леонид Михайлович, не обременённый больше работой, много путешествовал. Супруги побывали на Курской дуге, проехали по Золотому кольцу России, посетили Белоруссию, объездили всю Тамбовщину. Занимались садоводством и огородничеством на даче, пока позволяло здоровье. Сейчас общение с внешним миром осуществляется преимущественно через средства массовой информации. Один из источников - любимая газета, которой отдано почти 20 лет жизни. Милы сердцу ветеранов и другие незамысловатые жизненные радости. Как-то подобрали во дворе бездомного больного кота. Вылечили, пригрели, и теперь Рыжий, как они его назвали по цвету шерсти, - полноправный член семьи. Другая радость пожилым людям - апельсиновое деревце на кухонном подоконнике, увешанное крупными оранжевыми плодами. Наконец, в гостиной растёт в кадушке пальма, которой уже 100 лет. Прощаясь с гостеприимными хозяевами, пожелал им жить в радости ещё многие годы.