История миграционной службы Тамбовской области ведёт свой отсчёт с 14 июня 1992 года, когда Федеральная миграционная служба начала действовать как самостоятельная правоохранительная структура. От узкого круга функций паспортного стола ведомство перешло к статусу службы с самым широким спектром деятельности. Накануне празднования 20-летия ФМС России 21 мая 2012 года Президентом РФ был подписан Указ "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которым Федеральная миграционная служба выведена из подчинения Министерства внутренних дел РФ и стала самостоятельной федеральной службой. О многогранности и важности поставленных задач и путях их решения нам рассказал начальник отдела управления Федеральной миграционной службы России по Тамбовской области в Мичуринском районе Василий Вячеславович Малюков.
Распад СССР и образование суверенных государств со сложной и противоречивой политикой привели к вынужденным перемещениям огромных людских масс, что породило одну из самых острых проблем начала двадцать первого века. Переселение (по-латински миграция) - естественная, зачастую просто неизбежная часть человеческой жизни. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур, и основу духовности российского народа испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей разных национальностей и конфессий. Чтобы такое соседство не выходило за рамки закона и не мешало нормальной жизни, и существует миграционная служба.
Основные задачи государственной миграционной политики - защита прав и интересов переселенцев; развитие системы иммиграционного контроля; соблюдение государственных интересов при разработке и реализации соответствующих программ и мероприятий; регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий для приёма и размещения граждан, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
На сегодняшний день перед нами стоит немало задач, требующих оперативного решения. Недавно стартовала программа добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Сначала в неё входили только отдельные районы, а с сентября прошлого года она стала действовать повсеместно. Кроме нашей службы, в её реализации принимают участие и администрация города, и органы внутренних дел, и центр занятости населения. За три года действия программы в Мичуринск и Мичуринский район из стран ближнего зарубежья переехало на постоянное место жительства 262 человека. Среди них - люди разных возрастов и профессий: врачи, инженеры, студенты, пенсионеры.
Другое направление нашей деятельности связано с социализацией лиц без гражданства, оказавшихся по разным причинам вне правового поля. Прежде всего мы определяемся с их дальнейшей судьбой, создаём "негражданам" нормальные условия проживания на время поисков путей решения проблемы с их статусом, совместно с органами соцзащиты и занятости населения обеспечиваем их рабочими местами. На восстановление фактов биографии одного человека порой уходит несколько лет. Приходится делать множество запросов в отделения загс разных населённых пунктов, привлекать к совместному поиску свидетелей. Сейчас нашей помощи ожидают 25 граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа кропотливая, объёмная, но вполне посильная, потому как коллектив у нас сплочённый, его ядро составляют высококвалифицированные и добросовестные сотрудники.
Двенадцать человек составляют штат районного отдела управления, среди них пять прикомандированных сотрудников органов внутренних дел, четверо - федеральные государственные гражданские служащие и три работника Федеральной миграционной службы. Отделение по работе с иностранными гражданами и миграционного контроля возглавляет майор Ольга Юрьевна Мелехова, за работу с российскими гражданами отвечает майор Марина Николаевна Григорьева. Хотелось бы добавить ещё трёх человек, чтобы посетители не стояли в очередях, да и сотрудники не работали в авральном режиме. Но такую роскошь позволить себе мы не можем, потому что с тех пор, как вышли из подчинения Министерства внутренних дел, находимся на самофинансировании. И, надо сказать, хозяйствуем вполне успешно. Наши доходы складываются из средств по оплате госпошлин (200 рублей за один документ), оформления гражданства (2000 рублей с человека), регистрации иностранных граждан (200 рублей) и выдачи им трудовых патентов, а также штрафных санкций за нарушение паспортного режима. По итогам прошлого года получили даже вымпел как лучшее территориальное подразделение. Надеемся, что намеченные перспективы автономии и роста будут способствовать укреплению и благосостоянию молодой Федеральной миграционной службы.