Лента новостей
Статья7 июля 2012, 01:00

Трудное детство

Когда спрашиваешь у родителей: "Благополучная ли у вас семья?", они отвечают вопросом на вопрос: "А что вы подразумеваете под этим?". Ответ не может быть однозначным. Социологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные споры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой, а копнёшь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что её сплочённость - лишь видимость. По существу же, она раздираема противоречиями, в ней нет взаимного уважения, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели
и соперники наверняка. Значит, неблагополучная семья та, где имеются дефекты воспитания.
Какие дефекты встречаются чаще всего? Первое - дефекты явного или скрытого эмоционального отторжения. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают. Он замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о разрешении своих проблем, пытается вызвать к себе жалость, угрожает родителям, чтобы они его полюбили. Старается обратить на себя внимание: иногда хорошей учёбой, иногда хулиганством. Ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Очень важно, чтобы близкие заметили проблему ребёнка, попытались разобраться в ней. Именно в этот момент нужно обратиться к специалистам: психологу, педагогу, наконец, к детскому психиатру.
Ещё один вид дурного влияния на детей - гиперопека. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с ребёнка "сдувают пылинки", содержат его в тепличных условиях, не дают ему проявить самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно, как-то проявить или выразить себя. Бабушки, дедушки, родители (а при сегодняшней частоте разводов у ребёнка может оказаться по 2-3 матери или отца) - все норовят внести свой вклад в изоляцию ребёнка от жизненных ситуаций и проблем, обучающих и воспитывающих детей, помогающих им адаптироваться к жизни. Из таких детей, лишённых бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные муж- чины и женщины, неспособные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди впоследствии становятся склонными к пьянству, социальной пассивности и другим не украшающим формам поведения. Особенно это заметно у представителей мужского пола. Жалобы на то, что мужчина ленивый, неприспособленный к жизни, не умеющий взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье - именно в ней истоки этого социально-психологического уродства.
Но гипоопека для ребёнка не менее опасна, чем гиперопека. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству, безделью.
Иногда могут меняться типы воспитания в отдельно взятой семье. В некоторых детей воспитывают сурово и сухо, формируют в них повышенную ответственность, целеустремлённость. Всё хорошо в меру, когда чересчур - добра не жди. Многие из таких детей, хотя и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, страдают множественными психическими расстройствами.
Очень распространено про- тиворечивое воспитание, когда родители требуют от ребёнка взаимоисключающих форм поведения. Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачиваются дети за противоречивость родительской любви.
Говорить о неблагополучной семье можно много и долго. Но самое важное, что имеется в виду при этом, - неблагополучие ребёнка. Очень важно, чтобы все родители понимали, что из-за их конфликтов страдают сын, дочь. Они не разменная монета в соперничестве взрослых. Родители должны сотрудничать, обсуждать вопросы воспитания своих детей и ставить своей целью воспитать здоровую в физическом и психическом отношении личность. Если обстановка в семье психотравмирующая, у ребёнка возрастает количество не только психических нарушений, но и соматических проблем. При проявлении психических аномалий необходимо проконсультироваться с психологом или врачом- неврологом.
Сложность развития семейных взаимоотношений такова, что иногда в неблагополучных семьях вырастают здоровые дети, а в семьях, близких к идеалу, дети лечатся у психиатров. В жизни всё бывает, но исключения подтверждают правила. Как бы там ни складывалось в жизни, остаётся аксиомой: неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведёт к неблагополучию психического развития ребёнка. Не в смысле интеллектуальных нарушений (но бывают и такие), а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, то есть преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково его счастье.

Автор:Светлана Солопова