В настоящее время большое количество исторических событий в России получило новую трактовку и современное видение, однако хотелось бы вспомнить глобальный политический переворот, затронувший почти всю евразийскую цивилизацию XIV века. В русской истории это величайшее событие получило название Куликовская битва.
Предыстория происходящего датируется 1362 годом, когда на великом княжении утвердился Дмитрий Иванович. Годы до Куликовской битвы отмечены важными стратегическими свершениями Дмитрия. Например, в 1375 году была окончательно усмирена Тверь, а в 1378 году одержана победа в битве на реке Воже, имевшая огромное моральное и военное значение как генеральная репетиция перед Куликовским сражением. Известно, что, узнав о поражении 1378 года, командир татаро-монгольского войска Золотой Орды Мамай начал сбор всех сил, находящихся в тот момент в его распоряжении, планируя вторжение на русские земли на конец августа 1380 года. В это же время, получив известие о планах противника, Дмитрий Иванович назначает сбор всех полков в Коломне. Интересно, что с русской стороны это была первая мобилизация всех максимально возможных военных сил государства.
По легенде, утром 8 сентября над Куликовым полем стоял туман, который рассеялся только к двенадцати часам дня, что задержало начало сражения. Битва началась с поединка богатырей: с русской стороны вышел Александр Пересвет - монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения - брянский (по другой версии, любечский) боярин. Его противником стал татарский богатырь Темир-Мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья, что предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Как только Челубей упал из седла, ордынская конница ринулась в бой. Она стремительно обрушилась на "передовой полк" и уничтожила его, потом напала на "большой полк" и пробилась к княжескому знамени. Дмитрий Иванович был ранен. Сложную ситуацию спас вовремя подоспевший "засадный полк" Дмитрия Баброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Он ударил в тыл и фланг ордынского войска и решил исход битвы. Вражеская конница обратилась в бегство и смяла копытами свою же пехоту. Мамай спешно бросил шатёр и едва спасся. Историки предполагают, что его рать была разгромлена примерно за четыре часа (сражение продолжалось с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали её остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля). Мамай успел скрыться, однако вскоре принял смерть от руки своего соперника хана Тохтамыша.
Обе стороны понесли в битве огромные потери. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили восемь дней. Князь Дмитрий Иванович, находившийся на передовой позиции, выжил после ранения и получил в дальнейшем почётное прозвище Донской.
Великая победа в Куликовской битве нашла отражение в письменных источниках, главный из которых - "Задонщина" написан вскоре после этого сражения при жизни Дмитрия Донского. Более позднее произведение "Сказание о Мамаевом побоище", по мнению исследователей, было создано в первой четверти XV века. Также существует летописная "Повесть о Куликовской битве", однако историки полагают, что она написана в середине XV века.
Куликовская битва имела огромное историческое и политическое значение в борьбе русского народа за дальнейшее освобождение от татаро-монгольского господства, она показала стремление русских земель к независимости и подняла Москву до уровня объединяющего центра, а также на международном уровне развеяла миф о непобедимости Золотой Орды.
В заключение хотелось бы вспомнить глубокие размышления известного историка Льва Николаевича Гумилёва о том, что победа русского войска была одержана дорогой ценой: из 150 тысяч человек в строю осталось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Общее дело объединило народы Руси. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. 8 сентября 1380 года Гумилёв считает датой возникновения новой этнической общности - Московской Руси.