Лента новостей
Статья26 января 2013, 01:00

Особый камертон души

Любовь Васильевна Иванова.
Любовь Васильевна Иванова.

72 года назад началась блокада Ленинграда. Фашистские войска вышли к Ладожскому озеру в районе Шлиссельбурга и блокировали город. Так начались 900 дней и ночей обороны, показавшие всему миру пример героизма и стойкости советских войск и мирных жителей. В январе 1943 года кольцо блокады было прорвано на небольшом участке вдоль южного берега Ладоги. Войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов перешли в наступление. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён.

Одной из тех, для кого далёкие события стали частью личной биографии, была моя мама Любовь Васильевна Иванова. Она выросла в большой семье, состоящей из родителей и восьмерых детей. Пятеро братьев, безусловно, оказали влияние на формирование характера Любы. Девочка не боялась ничего, даже каталась зимой на плоту по ледяной воде. Была она очень способной, про таких говорили - схватывает всё на лету.
Время перед войной было тревожное и непонятное. По навету соседа отца Любы забрали в два часа ночи из дома без всяких объяснений. Утром бабушка отправилась разбираться к начальнику милиции, но, не добившись от него ничего вразумительного, в тот же день села в поезд и уехала в Москву. Вера Васильевна хотела попасть на приём к самому Сталину, чтобы всё ему рассказать, но не получилось. Приняла её землячка, Розалия Самойловна Самойлова - заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР. Выслушав рассказ, обещала помочь. Бабушка ещё тряслась в вагоне, возвращаясь домой, а её муж уже был отпущен.
22 июня 1941 года мама с друзьями собиралась ехать в Петергоф на отдых: ребята накачивали мячи, девочки готовили бутерброды. Ласково светило солнышко, настроение у всех было приподнятое. Ничто не предвещало беды. И вдруг раздался голос из репродуктора, висящего во дворе общежития: "Внимание! Внимание! Сейчас будет говорить Молотов". "22 июня в четыре часа утра вероломный враг напал на нашу землю", - сказал он.
Началась Великая Отечественная война. Преподаватели и студенты педагогического института имени Герцена, где училась Люба, были отправлены рыть противотанковые рвы. Однажды во время таких работ послышались вой и разрывы бомб, стрельба из пулемётов. Испугавшись, Любаша резко спрыгнула в ров и сломала ногу. Её в сопровождении двоих студентов отправили домой. Ребята тащили девушку как могли. А вокруг - ночная тьма да свист пуль. Шли лесом. Превозмогая страшную боль, Люба думала: "Мама всегда говорила, что Бог милостив. В чём же милость - только слёзы и страх". Позже она узнала, что оставшиеся во рву студенты погибли все до одного от рук фашистов, высадившихся с воздуха. Живы остались лишь она и те двое парней, что помогали ей идти.
Окончив укороченные медицинские курсы, Любовь Васильевна стала работать в госпитале. Раненых было так много, что врачи и медсёстры почти не спали и буквально падали от усталости. Их поддерживали взаимовыручка и вера в победу. Однажды в госпиталь с тяжёлым ранением поступил муж старшей сестры Любы - Марии, Иван Наумов. Он был совсем плох, во время боя ему оторвало кисть. А на Тамбовщине его ждали жена и семеро детей. Но вновь подтвердились слова Любиной мамы о милости Божьей. Ивана вылечили, и впоследствии он дожил до 101 года. Спустя некоторое время в госпиталь попал родной брат Любови Васильевны - Дмитрий. Корабль, на котором он служил, был взорван, брата волной выбросило на берег, и он чудом остался жив. И его миновала страшная участь: Дмитрий дожил до 87 лет, воспитал пятерых детей.
Обстановка в городе сложилась трагическая. Жильё не отапливалось, с продовольствием начались большие проблемы. Хлебный паёк уменьшился до 125 граммов на человека в день. На предприятиях работникам давали баланду, приготовленную из ложки муки, разведённой водой. Наступил голод. На улицах повсюду чернели трупы. Через них перешагивали, не в силах унести на кладбище. Репродуктор то и дело пугал: "Граждане, воздушная тревога!". Выли сирены, все, кто мог, через силу добирались до бомбоубежищ. Было очень страшно. И всё же ленинградцы выстояли! Их дух не сломили чудовищные испытания.
Закончилась проклятая война. Все пятеро братьев Любови Васильевны вернулись с фронта. Вымолила их жизни бабушка Вера, не зря была верующей. Любовь Васильевна тем временем получила диплом Тимирязевской сельскохозяйственной академии, вышла замуж, некоторое время пожила в Польше. Вернувшись на Родину, она окончила Мичуринский педагогический институт и стала преподавать биологию в средней школе №79, что в Кочетовке.
Детей Любовь Васильевна очень любила, и они отвечали ей взаимностью. Среди её учеников были ребята, воровавшие с проходящих товарных поездов продукты. Их называли арбузниками. Мама одна из всего педагогического коллектива школы вступалась за провинившихся, задержанных транспортной милицией, отваживаясь брать их на поруки. И ни разу не пожалела об этом. Вчерашние нарушители нередко вырастали хорошими людьми.
В семейном архиве сохранилась официальная бумага, подписанная председателем горисполкома Татаринцевым, оформлявшая опекунство сирот Веры, Анатолия и Александра. Все они вышли в люди, стали хорошими специалистами в разных сферах деятельности. Вера выучилась на инженера, Анатолий окончил мореходку, ходил в загранплавания, Александр работал механиком на старейшем автомобильном заводе имени Лихачёва в Москве. А ведь, кроме этих ребят, мама вырастила трёх дочерей, две из которых стали педагогами, третья - медработником.
Ученики нередко приходили к нам домой на празднование Нового года, в тёплой домашней обстановке делились своими душевными тайнами. Часто Любовь Васильевна ездила с ребятами на экскурсии в Хоботовский лес, проводила праздничные огоньки, создала в школе живой уголок, в котором поселились лисица, ёж, разные птички и откуда-то привезённый крокодильчик. Уголок стал настоящей гордостью всего Юго-Восточного отделения железной дороги.
В очередной раз поехав хлопотать за арбузников на заседание административной комиссии в горисполком, Любовь Васильевна сильно простудилась и вскоре ослепла на один глаз, второй к тому времени тоже имел ограниченное поле зрения. Казалось бы, работе конец. Но нет, даже будучи незрячей, мама трудилась ещё восемь лет. Вот что значит блокадная закалка!
Это была всесторонне одарённая женщина. С ней консультировались по самым разным вопросам, обращались за помощью, постоянно выбирали членом школьного комитета. Любовь Васильевна была награждена медалью "За оборону Ленинграда", имела удостоверение участника Великой Отечественной войны. А ещё она очень любила читать "Мичуринскую правду" и с радостью получила в своё время из рук редактора Д.А. Семёнова и корреспондента Л.А. Израеловича удостоверение внештатного корреспондента. Первую заметку мама написала о нерадивом начальнике, пойманном на махинациях с электроэнергией. Со временем ей посчастливилось познакомиться с талантливым журналистом из центральной газеты "Известия" Юрием Феофановым, а также увидеть известную советскую писательницу, журналистку и публицистку Татьяну Тэсс, этакую комиссаршу в чёрном кожаном жакете.
Мама прожила 64 года, умерев от неквалифицированной медицинской помощи при пневмонии в 1987 году. Проходят годы, но в памяти людей живёт образ Любови Васильевны Ивановой. И вот бывшие ученики, разбросанные судьбой по разным городам и странам, несут цветы на могилу любимой учительницы, вспоминают её добрым словом при встрече с родственниками. Среди воспитанников Любови Васильевны Валерий Сивков - известный в нашем городе судья, Виктор Сивков - в прошлом начальник штаба ГУВД, Вячеслав Зубков - инженер завода "Прогресс", Тамара Урванцева - преподаватель мичуринской станции юных техников, Валентина Привалова - бывший министр культуры Республики Коми, Нина Свиридова - инженер из Харькова, Людмила Губанова - заведующая поликлиникой в Москве. Избрав разные профессии, они каждый по-своему несут людям добро, когда-то полученное от преподавателей.
У учительницы-блокадницы всегда был особый камертон души. Она настроила его, пройдя в годы войны Дорогой жизни.

Автор:Татьяна Кузнецова