Лента новостей
Статья26 марта 2013, 01:00

Сударь, защищайтесь!

Н.В. Осипова ведёт приём посетителей.
Н.В. Осипова ведёт приём посетителей.
«Больше товаров хороших и разных» - эта утопическая в советские времена программа экономики сегодня выполнена лишь наполовину. Разных товаров стало несравненно больше. Даже больше, чем нужно. Но вот с хорошими пока проблема. На сайте межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в подтверждение этого высказывания даже создан виртуальный музей «Кунсткамера» с образцами некачественных продовольственных товаров. Обнаруживая брак, люди сначала ругают производителей и продавцов, а потом задумываются: что делать? И тут им на помощь приходят специалисты отделов защиты прав потребителей.

ВМичуринске главные защитники обманутых покупателей работают в управлении развития предпринимательства и потребительского рынка. Специалисты Н.В. Осипова и С.А. Печерица с понедельника по пятницу ведут приём граждан в кабинете №218 администрации города. Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, либо вам оказана некачественная услуга, нарушены права потребителя при замене товара, а также сроки возврата уплаченной суммы, если затрудняетесь грамотно составить претензию продавцу или исковое заявление в суд, то вам – сюда.
Двенадцатилетний стаж работы в управлении позволяет Наталии Валерьевне Осиповой сделать вывод: «Стало сложнее. Раньше потребители отличались инертностью, их приходилось подталкивать к активным действиям. Теперь они оживились, стараются самостоятельно вникнуть в хитросплетения законодательства. Количество обращений уменьшилось, но масштаб проблем вырос».
За двенадцать месяцев 2012 года в управление поступило 350 заявлений от жителей города, в 297 ситуациях правда оказалась на их стороне. Сумма возмещённого ущерба составила 296,3 тысячи рублей. Чаще всего нарекания касались бытовой техники. Также массово обращались к «защитникам» клиенты одного салона штор. Им неопределённо долго обещали выполнить заказ по пошиву гардин и не торопились возвращать задаток в случае отказа от услуги. На владелицу салона подано исковое заявление в суд. Время от времени специалистам управления приходится выслушивать комичные жалобы. Пожилой мужчина купил в магазине копчёную горбушу, а дома обнаружил в ней инородное тело. Рассмотрев товар вместе с посетителем, Н.В. Осипова и С.А. Печерица выяснили, что он приобрёл самый обыкновенный рыбный рулет, внутри которого в качестве начинки находится филе скумбрии. Именно её он принял за «мусор» и упорно защищал свою точку зрения.
«Чаще всего удаётся решить проблему полюбовно, - успокаивает Наталия Валерьевна. - Мы обращаемся к владельцам учреждений торговли и бытового обслуживания, и они без всякого формализма идут навстречу просьбам покупателей: принимают товар, ликвидируют дефекты, возвращают деньги. Хотя справедливости ради надо отметить, что потребители не всегда оказываются правы. И тогда мы консультируем предпринимателей, рассказывая об их правах».
В качестве ликбеза Н.В. Осипова дала читателям газеты несколько советов.
 Покупатели должны знать, что они могут в течение 14 дней обменять качественный, но непонравившийся непродовольственный товар на аналогичный. В случае отсутствия такового потребовать возврат денег. Правда, это распространяется не на все виды товара. Следует заранее изучить их перечень.
 В случае приобретения некачественного товара потребитель имеет право на его замену на аналогичный или другой с перерасчётом цены, может потребовать исправления недостатков, возврата денег. Требования адресуются магазину, где был приобретён товар. Если администрация не согласится с ними, то торговое предприятие само и за свой счёт должно провести экспертизу качества товара. В этом пункте есть нюансы. Если на товар не установлен гарантийный срок, то некачественность покупки должен доказать потребитель. При наличии гарантийного срока за недостатки отвечает продавец (если не докажет, что они возникли после передачи товара покупателю).
 Сроки для предъявления претензий продавцу по качеству товара не ограничиваются четырнадцатью днями. Их можно предъявлять в течение всего гарантийного срока, а если он истёк, а товар сломался, то в течение двух лет с момента покупки, но, только имея доказательство того, что недостатки возникли до покупки товара. Если гарантийный срок не установлен, то все претензии по качеству товара потребитель вправе предъявлять в течение двух лет с момента приобретения товара.
 При необходимости проведения лабораторных исследований мичуринцы могут обратиться в единственный в области Центр независимой судебной экспертизы, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Тельмана, 27. Минимальная стоимость услуги экспертов составляет две с половиной тысячи рублей, поэтому прежде чем прибегнуть к помощи специалистов, стоит серьёзно взвесить шансы на успех.
Горожан, попавших в затруднительную ситуацию, ждут по адресу: ул. Советская, 291, к. 218. Телефон 5-30-37.

Правовая база едва поспевает за развитием технического прогресса. До недавнего времени в законе РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» ни слова не говорилось о сложной бытовой технике – посудомоечных машинах, мобильных телефонах, микроволновых печах… В ноябре прошлого года в закон внесены изменения, значительно расширившие перечень товаров, подлежащих обмену и возврату.

Тем временем

В прошлом году в Роспотребнадзор по Тамбовской области поступило более 800 обращений, связанных с нарушением прав потребителей, что на четверть больше, чем в 2011 году. Это говорит о повышении активности тамбовчан в отстаивании своих прав. Чаще всего нарушения происходят в сфере торговли. На услуги ЖКХ, бытовое обслуживание и услуги связи тоже стали жаловаться чаще. За нарушения прав потребителей наложено штрафов почти на 3,5 миллиона рублей. По сравнению с 2011 годом количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности возросло в два раза. Как защитить свои права, тамбовчане узнают в рамках месячника по защите прав потребителей. Он стартовал в областном центре 15 марта. В рамках акции в крупных магазинах города откроются консультационные пункты, где покупателям окажут помощь в решении конфликтных ситуаций.

Автор:Ирина Адам