Есть люди, чьи судьбы сродни полёту кометы: они озаряют всё вокруг и внезапно гаснут, оставляя после себя яркий след. Таким светлым человеком остался в памяти близких Анатолий Никифорович Карускевич - потомственный железнодорожник, на протяжении семнадцати лет, с 1950 по 1967 годы, возглавлявший Мичуринское отделение железной дороги.
Ежегодно 9 мая у могилы своего коллеги и бывшего начальника, расположенной в районе воинского кладбища, собираются сослуживцы, а в последние годы и их более молодые товарищи, чтобы помянуть добрым словом хорошего человека, которому в 2013 году могло бы исполниться 100 лет. Но не сложилось - Анатолия Никифоровича не стало на 55-м году жизни. Произошло это внезапно и оттого непредсказуемо, трагично. Видно, выполнил человек возложенную на него высшими силами миссию раньше намеченного срока, исчерпал выданный на долгие годы ресурс и скромно ушёл, освободив дорогу последователям, оставив при этом большой задел - образцовое, работающее без сбоев хозяйство.
Люди старшего поколения считают: карьерный рост нужно начинать с низового звена, чтобы как следует вникнуть в детали технологического процесса и проникнуться уважением к рабочему человеку. Анатолий Никифорович проделал именно такой путь. Подростком пошёл в грузчики на железнодорожную станцию, потом рабочим на рудник в Донбассе, топографом на железнодорожную стройку. Пытливый ум привёл юношу на рабфак, а затем в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. И трудовая книжка отразила профессиональный рост молодого специалиста: дежурный по станции, диспетчер отдела движения, старший ревизор управления движения, начальник отделов и служб отделений различных дорог.
В начале Великой Отечественной войны успевший набраться опыта 28-летний руководитель отправился на строительство Северо-Печорской магистрали. Вскоре его фотография украсила доску почёта организации. Так, самоотверженно работая в тылу, трудящиеся готовили базу для будущего мирного созидания.
Завершилась война. В конце сороковых годов А.Н. Карускевич получил назначение в Мичуринск, где за год преодолел путь от главного инженера до начальника Мичуринского отделения Ленинской железной дороги. Здесь и прошла вся его дальнейшая жизнь, здесь же по-настоящему проявились незаурядные организаторские способности, творческий подход к решению вопросов управления сложным хозяйством отделения. Страна восставала из руин, наращивала темпы строительства и требовала всё большей отдачи от каждого человека. Но то было сладостное напряжение, связанное с большими надеждами на светлое будущее. В труднейших условиях проходила реконструкция, переход на новые прогрессивные виды тяги. И мичуринские железнодорожники выполняли и перевыполняли всё возрастающий план перевозок народнохозяйственных грузов. Опыт работы Мичуринского отделения дороги изучали не только соотечественники, но и иностранные коллеги. К примеру, в феврале 1957 года сюда приезжала делегация китайских товарищей. Их интересовали прогрессивные методы работы, новая техника. Не иначе как удивили их наши специалисты, раз уж гости в знак признательности передали А.Н. Карускевичу благодарственное письмо.
Между тем в начале 60-х годов прошлого века в связи с электрификацией Юго-Восточной дороги началась коренная модернизация всех основных звеньев железнодорожного транспорта. Вместо закопчённых угольным дымом составов на рельсы встали чистенькие быстроходные электропоезда с современными средствами связи. Первый такой поезд грузового назначения благословляла со станции Мичуринск в добрый путь целая делегация во главе с секретарём обкома. Звучал оркестр, произносились торжественные речи, велась фотосъёмка. Машиниста выбирали тщательно: чтобы работник был квалифицированный и внешность имел фактурную. В итоге остановились на кандидатуре Юрия Алексеевича Волокитина, тёзке первого космонавта. И не прогадали: всё прошло гладко - без сучка, без задоринки.
Везде, где за дело брался Анатолий Никифорович, можно было не волноваться о результате, до того он был скрупулёзным и ответственным работником. При этом очень ценил толковую молодёжь, по-отечески опекал, умело воспитывал. До сих пор многие из тех, кто работал с А.Н. Карускевичем, с удовольствием рассказывают эпизоды, связанные со своим наставником. Марат Израилович Бендерский, занимавший в те годы должность главного инженера отделения дороги, вспоминает, как он, ещё будучи мастером, вместе с сослуживцем, таким же новичком Альбертом Сергеевичем Железновым, был срочно вызван Анатолием Никифоровичем. Взволнованные приятели подумали: будет ругать, уж больно голос по телефону звучал строго. Явились.
- Вот что, молодёжь, - произнёс начальник отделения. – Вы живёте в общежитии, а у нас сдаётся новый дом. Хочу дать вам по однокомнатной квартире.
- Спасибо, конечно, да только не надо нам пока. У нас и вещичек-то раз-два и обчёлся, и мебели никакой.
Присутствовавший при разговоре начальник отдела кадров, бывший ранее первым секретарём горкома, усмехнулся:
- Скажите, пожалуйста, какие гордые: им предлагают, а они отказываются. Так знайте, в следующий раз будете сами просить, но уже не дадут.
Анатолий Никифорович тут же отреагировал:
- Извините, но обратятся не к вам, а ко мне, а я этим ребятам квартиры дам.
Как в воду глядел. Через полгода Железнов женился и вспомнил прежний разговор. Пошёл к начальнику, вернулся сияющий с ключом от квартиры из резервного жилого фонда. Вот что значит мужское слово!
А другой случай характеризует А.Н. Карускевича как человека, ценящего порядок во всём и не лишённого чувства юмора. Марата Израиловича только назначили исполняющим обязанности начальника депо, как с проверкой нагрянуло руководство. «Ну, что, - говорит Анатолий Никифорович, - показывайте территорию». «Идём, - рассказывает Марат Израилович, - вижу - прямо по курсу нашего маршрута на земле валяется консервная банка. Хотел я её незаметно поднять, а шеф ловко так носком ботинка эту банку пнул. Она с грохотом покатилась вперёд. Эх, думаю, и влетит мне за беспорядок. Но нет, совершаем круг, Анатолий Никифорович продолжает педантично вести жестянку пока, наконец, не возвращает её в точности на то место, где нашёл. И, так и не сказав о ней ни слова, сел в машину и уехал. Я после его визита сам не свой: вот это оплеуха, что теперь будет? Спустя несколько дней звонит Карускевич: «Ты всё понял?». Ещё бы. Не только понял, но и запомнил урок большой дипломатии на всю оставшуюся жизнь». Любовь к чистоте и порядку начальника отделения дороги проявлялась не только на работе, но и в быту: он запросто участвовал в субботниках, организованных жильцами дома №78 по улице Гоголевской, в котором жил с весны 1958 года.
Немудрено, что проститься с уважаемым человеком и прекрасным руководителем пришли толпы горожан. «Людской поток не иссякает, - писала «Мичуринская правда» в декабре 1967 года. – В строгом молчании проходят мичуринцы по зрительному залу театра, одетому в траур… У гроба – почётный караул… Многолюдная траурная процессия медленно движется по главной улице города… Впереди – огромное количество венков, награды покойного… Протяжно, надрывно, словно жалуясь кому-то, заревели гудки паровозов».
В память о А.Н. Карускевиче в музее Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги в Кочетовке оформлен стенд с фотографией, документами и наградами юбиляра.