«Отчего люди не летают так, как птицы?...Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Этот монолог Катерины из пьесы «Гроза» из года в год становится темой сочинений и размышлений старшеклассников. Мечта героини Островского стала осуществимой, когда человечество обрело мощные железные крылья. Правда, они не унесут от противоречий и стрессов, коими наполнена жизнь на земле, зато дадут почувствовать своё единение с мощной летающей машиной и бескрайним голубым небом. Романтика воздушных путешествий приводит юношей в лётные военные училища, но путёвку в небо получают лишь те курсанты, которые смогут вовремя снять розовые очки и осознать, что между ними и штурвалом лежит несколько долгих лет напряжённого постижения лётного искусства и работы над самим собой. Постепенно упорный труд превращается в призвание, как это произошло и с пареньком из казахского посёлка Степной Тургайской области.
С шестого класса Серёжа Калютич знал, что свяжет своё послешкольное образование с военным училищем. Относительно специализации особых предпочтений не было. Большинство избравших военную стезю выпускников 1983 года выбрали лётное училище, и Сергей решил не отставать от своих сверстников. Так он стал курсантом Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков, выстроив тем самым первую ступень лестницы, которая через много лет приведёт его к должности командира мичуринской учебно-авиационной базы.
В течение первых двух лет обучения С.И. Калютич вместе с сокурсниками занимался теоретической частью. Затем лётная практика, первый вывозной полёт, в котором курсанту отводится роль пассажира, взлёты и посадки, совершаемые под чутким надзором инструктора, и, наконец, первый самостоятельный полёт. Он продолжался совсем недолго, всего 8-10 минут, а в памяти остался на всю жизнь. Оказавшись один на один с мощной машиной, Сергей Ильич поначалу не мог поверить, что за спиной нет инструктора. Но самолёт зашёл на посадку раньше, чем его пилот смог в полной мере осознать радость самостоятельного полёта. Поднявшись в небо в пятый или шестой раз, С.И. Калютич почувствовал, что самолёт становится послушной частью его самого.
После окончания училища в 1988 году Сергей Ильич по распределению оказался в Мичуринском учебно-авиационном полку в должности лётчика-инструктора. Он дал путёвку в небо не одному десятку курсантов, а несколько позже начал проверять практические навыки будущих лётчиков и делать заключение об их готовности к полётам.
Важной вехой лётной биографии С.И. Калютича стало обучение в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, одном из престижнейших учебных учреждений для пилотов. Настоящего лётчика отличает постоянное стремление к совершенствованию, освоению новых моделей техники, уверен Сергей Ильич. Остановиться на достигнутом означает неминуемый регресс и как следствие - постепенный закат карьеры лётчика.
В настоящее время Сергей Ильич – командир учебной авиационной базы 2-го разряда г. Мичуринска, лётчик первого класса, освоивший самолеты Л-29, Л-39, Миг-21. В копилке полковника почти три тысячи часов общего налёта.
Его жена Наталья Владимировна уже несколько лет работает на командном пункте базы, обеспечивает выполнение маршрутных полётов. Познакомившись со спецификой работы на учебной авиационной базе, супруга проявляет больше понимания и спокойно относится к тому, что рабочий день командира базы может начаться часа в 4 утра (столь ранний подъём связан с длительной тщательной подготовкой к полётам). Гордость четы Калютич – сыновья Антон и Артём. Младший из них, Артём, учится в Краснодарском лётном училище, одним из первых выполнил самостоятельный полёт на новом учебно-боевом самолёте Як-130.
Сергея Ильича любят и ценят его коллеги. Непререкаемый авторитет и командир с большой буквы, дальновидный, способный предугадать ситуацию руководитель и отличный лётчик, владеющий филигранной техникой пилотирования, – таким видят С.И. Калютича его сослуживцы. Как признаются лётчики, времени на досуг и различные увлечения почти не остаётся, и тем не менее Сергей Ильич успевает играть в хоккей с шайбой. Особенно ценят коллеги неравнодушие своего командира к проблемам подчинённых. С.И. Калютич – признанный лидер коллектива и душа компании. Посиделки за дружеским столом никогда не обойдутся без песен под гитару в его исполнении.
Услышав вопрос, возникали ли сомнения по поводу избранного пути, Сергей Ильич на мгновение задумался. «Плохо представляю, чем мог бы ещё заниматься, - сказал он. – Возможно, из меня получился бы неплохой агроном или учитель, но судьба не предоставила шансов проверить это, зато подарила ключи от неба. И за это я ей бесконечно благодарен».