Лента новостей
Статья19 сентября 2013, 01:00

Семь самолётов Петра Рубцова

Легендарная лётчица Марина Лаврентьевна Попович и Пётр Сергеевич Рубцов.
Легендарная лётчица Марина Лаврентьевна Попович и Пётр Сергеевич Рубцов.

Пётр Сергеевич Рубцов – личность яркая и многим в городе известная. В день своего 80-летия гвардии полковник в отставке получил множество поздравлений от руководителей разного ранга и общественных организаций, включая Императорское русское историческое общество. Друзья преподнесли Петру Сергеевичу оригинальные подарки: футболку с изображением именинника в кителе с орденами и знаками отличия и семь кружек с нанесёнными на них изображениями самолётов, на которых довелось летать полковнику Рубцову.

Первый полёт во время учёбы в аэроклубе города Уфы был совершён на тренировочном самолёте Як-18. Инструктор закончил сложный пилотаж и спросил ошеломлённого юношу: «Всё понял?». «Да», - слукавил тот, хотя, выписывая кренделя в воздухе в кресле второго пилота, никак не мог уследить, где земля, где небо. Домой шёл счастливый и гордый, воображая себя почти что вторым Чкаловым. Потёртая куртка и ботинки с обмотками, выданные в аэроклубе, нисколько не смущали юного мечтателя. Вдруг идущий навстречу участник войны бросил упрёк: «У нас даже на войне обмоток не было, что же ты честь военнослужащего Советской Армии позоришь?». На молодого человека накатила волна стыда. Дома был созван экстренный семейный совет. «Ладно, - стукнул кулаком по столу отец, - бери мои сапоги, я себе что-нибудь придумаю».
Пётр Сергеевич так зажёгся идеей стать лётчиком, что в 1952 году без раздумий поступил в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, переведённое во время войны в Новосибирск. За время обучения он освоил ещё два самолёта – истребитель Як-11, установивший в своём классе ряд мировых рекордов по скорости, и наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории мировой авиации МиГ-15.
Тем временем судьба на восемь лет забросила молодого лейтенанта в составе большой группы выпускников в Германию. Здесь довелось сесть за штурвал МиГ-17ф, машины, успешно апробированной в вооружённых конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, начать изучение всепогодного двухместного перехватчика Як-25п. Параллельно Пётр Сергеевич учился заочно в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
А затем, как это часто случается с военными, с запада через всю «широку страну мою родную» П.С. Рубцов был переведён на Дальний Восток. Здесь по стечению обстоятельств познакомился со вторым дублёром Юрия Алексеевича Гагарина - капитаном Григорием Григорьевичем Нелюбовым. Одно время даже летал с ним в паре.
На озере Ханка, наполовину советском, наполовину китайском, лётчики зимой отрабатывали взлёт и посадку на ледовом аэродроме. Полёты на МиГ-21 выполняли без замечаний. Сложность заключалась в том, что тормоза на льду неэффективны, и пробег после посадки составлял около пяти километров. Взлёт происходил без особого труда, но форсаж необходимо было включать уже в процессе разбега, так как с помощью тормозов самолёт удерживать на льду было невозможно.
С МиГ-21ус у Петра Сергеевича связана одна полная драматизма ситуация, исход которой целиком зависел от мастерства командира экипажа. «Я в качестве проверяющего выполнял элементы высшего пилотажа с начальником парашютно-десантной службы Арчибасовым. В то время нам запрещалось использовать форсажный режим. И вот при выполнении петли Нестерова лётчик неправильно взял темп создания перегрузки. Самолёт в верхней точке петли вдруг начал терять управляемость из-за малой скорости и вместо того, чтобы продолжать фигуру, стал неожиданно переворачиваться, пока не направился носом вверх, входя в штопорное положение. На возглас лётчика: «Командир, что будем делать?» я прокричал: «Не шевелись!», а сам подумал: позор, заместитель командира полка, опытный лётчик, а придётся катапультироваться. Тем временем самолёт сам плавно опустил нос, набрал скорость, и мы продолжали пилотаж с учётом этой ошибки. Больше проблем у нас не возникло».
Талант лётчика-истребителя разглядел в П.С. Рубцове ещё инструктор аэроклуба, отговоривший его идти в бомбардировщики. «У тебя реакция отличная», - аргументировал своё мнение старший товарищ. Эта реакция не раз спасала жизнь лётчику.
Страшнее, чем в штопоре, Петру Сергеевичу было, пожалуй, только в Арабской Республике Египет, где в начале семидесятых проходила спецкомандировка военнослужащего. Водитель машины, доставлявшей старшего советника командира авиационной бригады господина Рубцова из города на аэродром для проведения ночных полётов, нёсся по узкой полосе между водным каналом и Нилом в условиях плохой видимости с немыслимой скоростью, нарушая все существующие правила, ежеминутно рискуя попасть в аварию. И никакие доводы не могли изменить его чисто восточного мировоззрения: «Аллах дал жизнь, Аллах взял жизнь, всё во власти Аллаха». Набожность местного населения поначалу ставила советского лётчика в тупик: «Первый раз идём к самолёту, застёгиваем шлемы. Вдруг арабский пилот останавливается, расстилает коврик и начинает молиться. Я в недоумении отошёл в сторонку, ждал четверть часа». На египетской земле Пётр Сергеевич несколько раз встречался на совещаниях с начальником штаба Военно-воздушных сил страны, а позже – президентом Арабской Республики Египет Хосни Мубараком. «Человек он был толковый и по-русски говорил почти без акцента», - вспоминает П.С. Рубцов. За успешное выполнение интернационального долга гвардии полковник Рубцов получил из рук министра обороны СССР А.А. Гречко орден Красной Звезды. Ещё один орден ознаменовал собой достижения в командовании полком и был приурочен к 25-летию Победы над фашистской Германией, а третьим военный лётчик был отмечен за службу Родине в Вооружённых Силах СССР.
Сегодня Пётр Сергеевич Рубцов, несмотря на почтенный возраст, активно занимается общественной работой. Он член ассоциации ветеранов полка «Нормандия - Неман», Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель комитета ветеранов войны и военной службы города Мичуринска. Его часто можно видеть на школьных праздниках и общегородских мероприятиях. Бывая в Москве на ежегодных встречах ветеранов полка «Нормандия - Неман», Пётр Сергеевич навещает воспитанников носящего имя полка образовательного центра «Феникс».
Жизнь хороша, когда она насыщенна и разнообразна. Сделать её таковой помогают целеустремлённость и сила воли. В характере П.С. Рубцова эти качества всегда имелись и есть в достаточном количестве.

Автор:Ирина Адам