В июне этого года во Франции торжественно отметили 70-летие открытия второго фронта в ходе Второй мировой войны. Всё прошло на самом высоком уровне. Присутствовали главы ведущих стран мира, в том числе и президент России В.В. Путин. Был и президент США Барак Обама, сказавший речь о роли США в поддержании мира и демократии. И только французский президент Олланд, единственный из всех присутствовавших, отметил, что именно Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашистской Германии.
Действительно, второй фронт был открыт лишь 6 июня 1944 года, когда уже три года шла Великая Отечественная война. За это время произошли события огромного исторического значения: враг был отброшен от Москвы, победоносно завершилась Сталинградская битва, немецко-фашистские войска разбиты на Курской дуге. И после всего этого союзники открыли второй фронт, высадив десант в Нормандии, на севере Франции. Невольно напрашиваются мысли: а почему второй фронт не был открыт раньше? Значит, союзники чего-то ждали? Чего же?
Между тем 1944 год имел решающее значение в ходе Великой Отечественной войны. В конце июля – начале августа 1944 года завершилось освобождение Белоруссии, Западной Украины, большей части Латвии и Литвы. Советские войска вплотную подошли к границам Восточной Пруссии и вступили на территорию Польши. Всё это произошло в результате Белорусской военной операции с кодовым названием «Багратион».
План летней кампании 1944 года был разработан Ставкой Верховного Главнокомандования и Генштабом ещё весной 1944-го. Операцию по освобождению Белоруссии назвали в честь героя Отечественной войны 1812 года, генерала Петра Ивановича Багратиона. Начало операции было символично приурочено к третьей годовщине нападения фашистской Германии на СССР. Разработка операции «Багратион» проводилась в строжайшей тайне, и полный её план знали только пять человек, в их числе И.В. Сталин и Г.К. Жуков. Накануне операции была проведена большая работа по дезинформации противника с целью убедить его, что направление главного удара летом 1944 года следует ожидать на юге. Конечной целью военной операции «Багратион» было окружение и уничтожение на территории Белоруссии, в районе Минска основных сил группы армий «Центр». Если говорить о соотношении сил, то советские войска превосходили врага по численности личного состава почти в два раза, в шесть раз по количеству танков, превосходство было и в артиллерии. Да и уровень подготовки и моральный настрой наших войск были намного выше, чем у противника.
23 июня 1944 года, 70 лет назад, в 5 часов утра небо в районе расположения 1 и 3-го Белорусских фронтов озарилось яркими вспышками орудийных залпов. Началась мощная артподготовка. В течение целого часа советская артиллерия планомерно разрушала оборонительные сооружения противника. В 6 часов утра Красная Армия перешла в наступление. В первый же день боёв оборона противника была прорвана. Операцию «Багратион» принято делить на два этапа: с 23 июня по 4 июля и с 5 июля по 29 августа. На первом этапе были проведены Витебско-Оршанская, Могилёвская, Бобруйская и Полоцкая операции, освобождены города Витебск, Бобруйск, Минск, Борисов, Могилёв и другие. После успешного завершения первого этапа перед советскими войсками появилась возможность начать преследование остатков вражеских войск и полностью изгнать их с территории СССР. Это и было осуществлено в ходе второго этапа операции «Багратион». В результате Шяуляйской, Вильнюсской, Каунасской, Белостокской и Люблин-Брестской военных операций советские войска завершили освобождение Белоруссии, части Латвийской и Литовской ССР. 20 июля 1944 года Красная Армия вступила на территорию Польши, а 17 августа 1944 года подошла к границам Восточной Пруссии. Таким образом план операции был полностью выполнен.
За 12 дней боёв советские войска продвинулись на 220-280 км. В районах Витебска, Бобруйска, Минска были окружены и разбиты значительные силы противника. Полностью уничтожено 18 немецких дивизий, 50 дивизий понесли невосполнимые потери. Конечно, немецко-фашистское командование пыталось если не остановить, то хотя бы сдержать натиск советских войск. Гитлер по-прежнему продолжал упорствовать, до последнего надеясь изменить ситуацию. По его приказу спешно возводились мощные полевые укрепления, перебрасывались войска в район боевых действий, делались перестановки военачальников. Так, он настоял на замене фельдмаршала Манштейна, поставив вместо него командующим группой армий «Центр» Вальтера Моделя. Однако требование Гитлера «обороняться до последнего» привело лишь к гибельным последствиям, так как очень часто немецкие войска оказывались в окружении.
Самым главным итогом операции «Багратион» было фактическое уничтожение группы армий «Центр». По «Центру» советские войска нанесли удар такой силы, что немецко-фашистская группа армий перестала существовать. Военные историки считают, что это было самое большое поражение фашистской Германии за всю историю Второй мировой войны.
Территории Белоруссии и Западной Украины были освобождены от фашистских захватчиков. Оставшиеся в живых жители смогли вернуться в родные места. «Столицу Белоруссии нельзя было узнать… Теперь всё лежало в руинах, и на месте жилых кварталов остались пустыри, покрытые грудой битых кирпичей и обломков…», - так описывал свои впечатления от освобождённого Минска Г.К. Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях». Но больше всего поразили Георгия Константиновича люди, жители белорусской столицы: «…крайне измученные, исхудавшие. По щекам многих катились слёзы…».
Казалось бы, сейчас, в ХХI веке, после двух мировых войн, человечество должно наконец-то осознать, что это не должно повториться. Что главное, самое дорогое у человека – это жизнь. Тогда, летом 1944 года, те, кто шли на смерть, не щадя себя ради освобождения родной земли от фашистских захватчиков, верили, что настанет время, когда люди будут без страха смотреть в небо. К сожалению, пока это не так. Там, где 70 лет назад многие жертвовали своими жизнями ради мира, раздаются выстрелы, вновь гибнут люди, в том числе и дети. И нет прощения тем, по чьей вине это происходит!