Первое, чему научился Александр Самойлов, получив в 2009 году направление в воздушно-десантные войска, - пришивать подворотничок. По дороге из тамбовского призывного сборного пункта в омский учебный центр сопровождавший новобранцев военнослужащий из лучших побуждений порекомендовал юношам освоить это полезное занятие. Всё вроде бы просто: отрезал полоску ткани, пришил в семь стежков, выпустив на спичечную головку над основной тканью, и готово. Но не тут-то было. В неловких мужских руках то подшивка растягивалась, то стежки шли вкривь и вкось, то выступ получался не той величины. Позже Александр оценил пользу трёхдневных «уроков рукоделия», не раз становясь свидетелем того, как нерадивых солдатиков выводили из шеренги на утреннем построении и заставляли буквально за минуту постирать и пришить подворотнички.
Из учебной части города Омска нашего земляка направили в Ставрополь, в расположение 247-го гвардейского горного кавказского казачьего десантно-штурмового полка. «После сурового сибирского климата, - вспоминает Александр, - казалось, будто попал в другую страну». Рядовой Самойлов получил военную специальность механика-водителя и железную подругу «Нону» - самоходную артиллерийскую установку, название которой расшифровывается как «новейшее орудие наземной артиллерии». Смущало только одно: новейшее орудие - 1979 года выпуска.
Монотонность армейской службы с её караулами, нарядами, физзанятиями разбавляли учения и прыжки с парашютом. За год службы на счету Александра Самойлова значилось три прыжка.
- Существует стереотип, будто с каждым разом прыгать всё легче. Ничего подобного. Вначале ты вообще мало что соображаешь. Действуешь больше по интуиции, чем по инструкции. Хорошо, что специальный прибор на парашюте корректирует действия новичка. Я, например, не отсчитав положенных трёх секунд, отведённых на свободное падение, сразу дёрнул за кольцо и раскрыл парашют. Но самый напряжённый момент наступает перед приземлением, от него многое зависит. У нас был случай, когда солдат умудрился приземлиться на верхушку огромной берёзы, одиноко стоящей посреди поля. Легендой полка считалась одна прапорщица, служившая на складе. Она совершила в общей сложности 1000 прыжков с парашютом!
Настоящей романтикой были овеяны крупномасштабные учения нескольких родов войск. Всё началось с команды «Боевая тревога!». Полк в полном составе построился в колонну, командир получил пакет с координатами, после чего выдвинулся в заданный квадрат. В течение недели мы получали разные задания, успешно выполняли их, воюя с условным противником. Вели спартанский образ жизни: спали в палатках, окапывались, стойко переносили лишения и трудности.
- За год я научился неплохо стрелять, причем не только днём, но и ночью. В условиях темноты применялись трассирующие пули. Они отличаются от обычных боеприпасов тем, что светятся в полёте за счёт добавления в снаряд специального пиротехнического вещества - трассера, что и даёт хорошее яркое свечение. Это позволяет видеть траекторию полёта пули или снаряда и тем самым корректировать стрельбу. Была только одна проблема. Я левша, и при стрельбе из автомата гильзы иногда попадали в лицо и за ворот гимнастёрки. Конечно, лучше переучиться стрелять с правого плеча, но получается это не сразу.
В День воздушно-десантных войск мы побывали на незабываемом шоу в воздушно-десантном комплексе. Увидели праздник, что называется, изнутри. Испытал непередаваемое чувство. В программу вошли показательные выступления десантников, парад военной техники, праздничный обед.
Вспоминаются люди, с которыми на год свела судьба. В одном полку с Александром оказалось шесть земляков. С некоторыми из них он до сих пор поддерживает дружеские отношения. Хорошим человеком был командир батареи Лукин. А вообще, насмотревшись на образ жизни отцов-командиров, которым приходилось рано вставать, поздно ложиться, весь день неотлучно находиться рядом с солдатами, молодой человек не жаждал связывать собственную судьбу с армией. Хотя предложения подобного рода он получал неоднократно.
После армии Александр выбрал другую, не менее героическую, стезю. Он стал пожарным. И вновь окунулся в атмосферу, полную тревог и опасностей. Вчерашнего десантника не испугали тяготы новой профессии. За два года работы в пожарной части №7 он понял – это призвание. А армейская служба подспудно подтолкнула его к этому выбору.