Живут ещё в нашем городе люди, которые внесли посильный вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. В их числе и женщины. Ниже рассказ об одной из них.
БЕЗОТРАДНОЕ ДЕТСТВО
За плечами участницы Великой Отечественной войны, ветерана труда Варвары Александровны Левицкой большая, полная трудностей и лишений жизнь. Родилась она 27 ноября 1919 года, то есть 95 лет назад, в Добринском районе Рязанской области (сейчас этот район относится к Липецкой области). Её отец Александр Михайлович Шахов был зажиточным крестьянином - в его собственности находились большой дом, торговая лавка, земля. Но в 1925 году по деревням и сёлам прокатилась волна раскулачивания, и всё нажитое своим трудом перешло в собственность государства. Перед главой большого семейства встала проблема, как его прокормить. Вынужденной мерой стал переезд нескольких из семерых детей к родственникам.
Мать Варвары Анна Семёновна Пыгина была родом из Козлова и часто жила здесь у своего брата Петра Семёновича. Пользуясь случаем, она пристроила дочку нянькой к его двухгодовалому сыну. Так в возрасте шести лет Варя сама начала зарабатывать. То время было очень тяжёлое, голодное. В стране остро не хватало продовольствия, и ели, по сути, одну картошку да хлеб, который выдавался в ограниченном количестве по карточкам. «Как-то получила я хлеб на всю семью в магазине возле Сторожевского храма на ул. Тамбовской, - вспоминает Варвара Александровна. - Вдруг налетели откуда-то беспризорники, попытались вырвать хлеб, да не получилось, но при этом он упал в грязь. Как же меня за это ругали».
А когда сын дяди подрос и пошёл в школу, потребность в услугах Варвары отпала. И тринадцатилетняя девочка отправилась жить к своей бабушке Аграфене Семёновне на ул. Дарвина. Она стала зарабатывать мытьём полов в пивных заведениях, которых в Козлове в ту пору было множество. За работу ей разрешали собирать пустые бутылки, которые она сдавала по 20 копеек за штуку. Деньги откладывала на покупку одежды, ведь ходила-то в обносках с чужого плеча. А хотелось иметь новое платье, туфли, чтобы не было стыдно перед людьми. Пошла как-то устраиваться на работу в артель «Конволос». Но не взяли, мол, возрастом не вышла. А ещё напугали: на предприятии отмечены случаи заболевания сибирской язвой. Предположительно её разносчиками были вирусы, поселившиеся в лошадиных хвостах, которые использовались в качестве сырья. Потом Варвара нашла для себя новое занятие. Она носила воду в вёдрах из бассейна, находившегося недалеко от Пушкарской церкви, мужчине, который газировал её и продавал торговцам и посетителям рынка, располагавшегося на обширной территории, примыкавшей к зданию нынешнего аграрного университета. Торговец газировкой платил ей по 20-30 копеек в день.
Более солидную работу 13-летняя Варвара нашла в Моссельпроме, предшественнике горпищекомбината. Но приняли её не в штат, а подёнщицей. В обязанности молодой работницы входило выжимание сока из яблок с помощью простейшего приспособления, на что требовалось затрачивать много сил. Платили по три рубля в день. Это были уже деньги! Кстати, предприятие располагалось на улице Монастырской (сейчас ул. Филиппова), напротив двухэтажного Дома колхозника. А когда Варваре исполнилось 16 лет, её взяли на работу в артель «Бродтрест», предшественницу цеха безалкогольных напитков горпищекомбината. Здесь производились сладкие газированные напитки и квас.
УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
В 16 лет современные юноши и девушки обычно заканчивают школу, а Варвара в этом возрасте не умела ни читать, ни писать. В 1936 году был организован всесоюзный ликбез. Он коснулся и героини нашего рассказа. Занятия проводились по четырёхгодичной программе в конторе Дома колхозника. Уроки грамотности давал преподаватель коммерческого училища. Ни имени, ни фамилии его пожилая женщина, конечно, не помнит, но отзывается о нём очень хорошо. Окончив четыре класса, девушка поступила учиться в пятый класс вечерней школы для взрослых, располагавшейся на ул. Интернациональной.
Тогда же стала членом ВЛКСМ. А ещё в 1939 году по направлению предприятия она училась в Москве на курсах повышения квалификации по специальности «Мастер фруктовых вод».
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ В КОЧЕТОВКЕ
Окончить школу жаждавшей знаний девушке не довелось. 19 апреля 1942 года она ушла добровольцем на фронт. В то время на железнодорожной станции Кочетовка формировалась отдельная рота одиннадцатого зенитно-пулемётного полка. В неё и была зачислена Варвара. В задачу роты входило отражение налётов вражеской авиации на одну из крупнейших сортировочных железнодорожных станций Советского Союза. Здесь формировалось большое количество воинских эшелонов для отправки на фронт, и не случайно этот стратегически важный объект привлекал пристальное внимание фашистских оккупантов. Для поражения вражеских бомбардировщиков использовались установки, которые представляли собой шесть спаренных пулемётов «максим». По нескольку таких установок действовали в Первой, Второй и Третьей Кочетовке. В расчёт каждой установки входили наводчик-стрелок, заряжающий и подносчик. Три установки объединялись в отделение, у которого был свой командир. Варвара была подносчицей. В её обязанности входило набивание пулемётных лент патронами (в каждую ленту входило сто патронов) и поднос лент к установке. Труд не из лёгких, тем более для молодой хрупкой девушки. Кстати, прицельная дальность полёта пули, выпущенной из «максима», - 300 метров, дальность поражения - 1000 метров. Для выполнения бомбометания фашистские стервятники снижались, и в это время пулемётчицы открывали огонь из всех стволов. Варвара с подругами стояла на защите Второй Кочетовровка, а она повторялась регулярно изо дня в день, страху натерпелась огромного. До сих пор перед её глазами стоят искорёженные вагоны, глубокие воронки, многочисленные убитые и раненые воины, в ушах стоит вой пикирующих бомбардировщиков с чёрными крестами на крыльях, оглушительные взрывы бомб – не отпускает память те страшные дни. Иногда бомбы падали совсем близко от установки, которую обслуживала Варвара, но и тогда и в последующие годы войны наша землячка не получила ни одного ранения. Видимо, Бог хранил её, в которого она всегда глубоко верила и которому непрестанно молилась.
В ЖЕРНОВАХ ВОЙНЫ
После того как пулемётчицы отработали навыки прицельной стрельбы по вражеским самолётам, отдельную роту соединили с одиннадцатым полком, который дислоцировался в Тамбове, и повезли в эшелоне сначала на Москву, затем на Орёл. В то время многие наши бойцы вступали в ряды ВКП(б). Стала членом Коммунистической партии и Варвара Александровна. Кстати, она до сих пор остаётся верной коммунистическим идеям. Вскоре Варваре довелось участвовать в одном из крупнейших сражений Великой Отечественной - на Курской дуге. Затем пулемётчицы буквально исколесили Украину и Белоруссию, охраняя от налётов вражеской авиации железнодорожные пути и мосты, сопровождая воинские эшелоны в пути, обеспечивая их безопасность при погрузке и разгрузке. День Победы встретили в Бресте, где в то время не оставалось ни одного целого здания. Рассказывая о тяготах войны, Варвара Александровна вспомнила, как в 1944 году их полк попал в окружение вражеских войск под Бобруйском. Тогда довольно долго питались одними сухарями, мучались тревогой за свою судьбу. Но всё обошлось: пулемётчицы были освобождены из окружения нашими войсками. Девушкам не раз приходилось спать в сильные морозы на снегу в шинелях, крепко прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И что удивительно, никто не заболел – сказалась крепость молодого организма, приобретённая в тяжёлых испытаниях закалка.
На всю жизнь запомнился ветерану такой случай. Под Львовом в Западной Украине пулемётчицы попали под бомбёжку. Одна из девушек была ранена, и её нужно было доставить в медсанбат. Попросили о помощи проезжавшего мимо на подводе местного жителя, мужчину средних лет. А он хлестнул лошадь что было сил и унёсся. Этот случай буквально поразил Варвару и других пулемётчиц. Случалось, девушки ночевали в заброшенных
МИРНАЯ ЖИЗНЬ
В октябре 1945 года Варвара Александровна вернулась к матери, которая жила у родственников в доме на ул. Интернациональной. В гимнастёрке с погонами младшего сержанта, с боевыми наградами: орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, знаком «Отличный пулемётчик», многочисленными медалями пришла на предприятие, с которого уходила на фронт. Работницы, хорошо знавшие до войны хрупкую девушку Варю, с трудом признали её в бравом сержанте с военной выправкой. Сколько потом было расспросов, разговоров…
В то время был в силе приказ И.В. Сталина, требовавший, чтобы всех фронтовиков принимали на работу там, откуда они уходили на войну. Поэтому Варвару Александровну взяли на работу без всяких проволочек. С тех пор её трудовая биография неразрывно связана с горпищекомбинатом. Она трудилась в цехах безалкогольных напитков, кондитерском, вафельном (он находился в здании, в котором в настоящее время располагается магазин «Аида»). Была и простой рабочей, и бригадиром. До сих пор старшее поколение жителей Мичуринска помнит, какая вкусная продукция выпускалась на предприятии. Даже самые дешёвые, 80-копеечные, пряники «банан» привлекали покупателей своим ароматом и вкусовыми качествами. А каким спросом пользовалось ситро, лимонад, другие сладкие газированные напитки, не содержавшие консервантов и разливавшиеся в экологически чистые стеклянные бутылки. Варвара Александровна отработала в горпищекомбинате в общей сложности более 50 лет. За добросовестный труд награждена орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени. В 1986 году в возрасте 67 лет ветеран войны и труда ушла на заслуженный отдых.
Следует отметить, что у Варвары Александровны сложилась и личная жизнь. В Мичуринске в 1945 году стоял полк Тамбовской артиллерийской дивизии, в котором будущий супруг нашей героини Николай Васильевич Левицкий служил старшиной. В послужном списке у него были финская военная кампания, Ленинградском фронт, война с милитаристской Японией. Фронтовики поженились и прожили долгую счастливую семейную жизнь, подарившую им троих детей. Младший сын Александр Николаевич посвятил свою жизнь делу защиты Родины. Дослужился до звания полковника, командовал полком. В настоящее время он на заслуженном отдыхе, проживает вместе с матерью, обеспечивая ей достойный уход.
После войны Варвара Александровна на протяжении многих лет поддерживала связь с боевыми подругами. Многие из них осели на Украине и в Белоруссии, участвовали в восстановлении разрушенного войной хозяйства, других судьба разбросала по различным городам и весям. Но, оставаясь верными фронтовой дружбе, переписывались, собирались вместе, чтобы отметить самый дорогой для них праздник - День Победы. «Многих из моих подруг уже не стало, - вздыхает Варвара Александровна. - Но я всё равно вспоминаю о них почти каждый день. Постоянно помню и об ужасах войны. Такое никогда не забудется». Ветерану часто дают о себе знать головные боли, отказывают ноги, но она не падает духом и уверена: «Жизнью, несмотря на то, что была очень трудная, я довольна». В.А. Левицкая не стала скрывать своих эмоций, показывая юбилейную медаль, выпущенную к 70-летию освобождения республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, которую она недавно получила от имени президента республики А.Г. Лукашенко. Не оставили её равнодушной и поздравления по случаю 95-летия, полученные от Президента Российской Федерации В.В. Путина и администрации Мичуринска. Приятно пожилой женщине, что о ней помнят. И хочется надеяться, что этот рассказ о славном жизненном пути простой русской женщины будет нашим вкладом в признание её больших заслуг перед Родиной и обществом.