Дети войны... Необласканные родителями, обделённые игрушками и забавами, рано познавшие, что такое голод, холод, непосильный труд и вечный страх мамы при виде почтальона: что там за весть с фронта в его сумке... В классе вместо школьных тетрадей - шершавые
листы грубой обёрточной бумаги, а то и обрезки газетных полос. Пустой сиротский супчик на большой переменке. Непередаваемое
ликование от горстки слипшихся засахаренных конфет-подушечек. И самый счастливый богач среди детворы тот, у кого есть велосипед
(«велик»), а если ещё и коньки - он вообще «буржуй». Но таких единицы. Да и богатством пацаны старались не кичиться...
Немногим ранее самого длинного дня в июне 1941-го семья начальника полковой школы капитана Бендерского собиралась в отпуск. Заранее были уложены чемоданы, ещё и ещё раз дотошной мамой проверены билеты на поезд от их посёлка Жадово Черновицкой области, где размещался гарнизон, до заветного морского берега, сулившего весёлый отдых, радость солнца, щедрость юга... Но на рассвете в дверь квартиры постучался вестовой:
- Товарищ капитан, боевая тревога!
«Что это командование вздумало, тревога в выходной?» - подумав так про себя, а вслух пообещав жене и шестилетнему сыну «слетать» в штаб, разобраться и быстренько вернуться, заспешил, не прощаясь, на выход отец. Не зная и не ведая о том, что увидит он теперь своих лишь после войны, через четыре долгих страшных, трагических года.
- Семьи эвакуируемых везли на подводах к вокзалу, - вспоминает Марат Бендерский, - а навстречу нам с песнями и шутками, сидя в кузовах грузовиков, возвращались с учений солдаты-артиллеристы. Ещё не получившие сообщения о том, что началась война.
В жуткой спешке перепутав чемоданы, мама прихватила с собой в эвакуацию тот, где хранились подарки. Но, как ни странно, именно он-то и выручал на станциях и полустанках по пути в тыловую Оренбургскую область: за «тряпки» можно было выменять хоть какие-то продукты. А деньги? Они быстро утратили свою былую значимость, обесценились.
Сумятица на забитых людьми и грузами перегонах царила невообразимая; панику усиливали вражеские самолёты, бомбившие и окрестности, и все подряд эшелоны, будь они санитарные или с боевой техникой. Но не понимавшие истинного ужаса такого обстрела мальчишки и девчонки ахали от восхищения, когда посреди реки или озера вода взметалась фонтанами брызг после попадания в неё бомбы... На одной из станций мама, меняя подарки на продукты, отстала от эшелона, мальчик остался один, плакал. Сердобольные люди, как могли, утешали его. Через несколько часов мама всё же сумела на воинском эшелоне догнать поезд с беженцами, перед этим со слезами уговорив начальника эшелона взять её с собой. Всё устроилось, и дальше они ехали вместе...
А у отца тем временем положение складывалось катастрофически. Его артиллерийская часть, входившая в состав 6-й армии, сражаясь на Украине, в августе 1941-го оказалась в окружении. И капитан Бендерский, тяжело контуженный, раненный в голову, попал в немецкий плен, был помещён в лагерь военнопленных под городом Умань. О тех событиях впору бы написать отдельную повесть, драму, роман, в котором геройство и мужество одних соседствовало бы с предательством и трусостью других, а верность долгу и присяге маралась изменами и низостью дезертиров и мародёров... Впрочем, время - этот высший и самый справедливый судия - и так всё расставляет по своим местам, воздавая должное и храбрецам, и подлецам.
Не сразу, не вдруг, но с помощью обретённого в плену верного товарища Кости Пономаренко (так он назвался немцам, а в действительности это был лейтенант-танкист уроженец Казани Константин Галкин) Иван Васильевич Попов (такую «легенду» выдал немцам капитан Бендерский) смог в удобный час бежать из плена, когда их колонну гнали близ Винницы. И вот лишь один штрих проявления настоящего человеческого мужества и подлинного офицерского рыцарства: Пономаренко днями раньше мог бежать и благополучно скрыться один. Уже и приотстал, наметил путь отхода. Но, поняв, что раненому собрату по оружию побег ещё не по силам, вернулся в строй подать руку другу. А скрылись они от охраны попозже, уже вместе, действуя наверняка.
В знаменитых своих послевоенных книгах «Сильные духом», «Это было под Ровно», «На берегах Южного Буга» легендарный партизанский писатель Герой Советского Союза Дмитрий Медведев, в чьих произведениях действующие лица - реальные люди, подробно поведал о героических действиях винницких подпольщиков, возглавляемых впоследствии Героем Советского Союза Иваном Бевзом, одной из групп которых командовал И. Бендерский. Как его бойцы помогали бежать из плена невольникам лагерей, снабжая их нужными документами. Как распространяли среди населения сводки Совинформбюро, включая те, где сообщалось о Сталинградском разгроме гитлеровской армии под командованием фельдмаршала Паулюса. Как затем, рискуя жизнью, партизаны добывали ценные разведывательные сведения для наступающих частей Красной Армии, а специально обученные подрывники вели «рельсовую войну» на фронтовых магистралях...
Сын заслуженно гордится своим отцом-героем, бережно храня в домашнем архиве всё, что относится к той поре...
***
Волны времени, набегая, меняют и цвета, и события жизни - от мрачной поры тотального режима до радуги «оттепели». Для Марата Бендерского и нескольких его винницких друзей-однокашников после школы воочию вставал вопрос, где быть, где дальше учиться, где жить? Он, победитель многих городских и областных математических олимпиад, немного подумывал о поступлении в МЭИ. Но, как выяснилось уже в Москве, в энергетическом вузе общежитие иногородним не предоставлялось. А вот во 2-м Вышеславцевом переулке студентам МИИТа - пожалуйста. Выбирать не приходилось. И после успешной сдачи экзаменов в зачётной книжке недавнего абитуриента значился факультет «Тепловозы и тепловозное хозяйство».
Студенческие годы... Далеко не сытные (но подкреплением служили «трофеи» после разгрузки вагонов с овощами и фруктами на столичных грузовых станциях). Напряжённые: тепловозы, меняя паровозы, в те 1950-е годы ещё только торили первые пути на стальной колее, и то не везде, и лекции по их устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию читали весьма взыскательные преподаватели, требующие от потенциальных инженеров-транспортников знаний по полной программе. Хронически безденежные: на стипендию не разгуляешься, а дома, в Виннице, подрастала младшая сестрёнка Наташа... И всё равно это были счастливые, упоительные годы. На первом курсе Марат всерьёз увлёкся редким для того времени видом спорта - прыжками с шестом. Потом в круг друзей стали входить ровесники-актёры. Во ВГИКе с «общагой» было туго, и на птичьих правах в их «винницкой» комнате неделями и месяцами жил, а точнее, ночевал достаточно известный кинозрителям старшего поколения Вячеслав Воронин - да-да, тот самый наш земляк, родом из Жердевки, первый муж Лидии Федосеевой, которой будет суждено с годами стать женой великого Василия Шукшина. Вячеслав познакомил ребят с Эдуардом Бредуном, впоследствии мужем первой красавицы страны Изольды Извицкой. Вгиковцы в знак благодарности обеспечивали своим новым друзьям-миитовцам участие в массовках, где платили «трёшку» за съёмочный день. А известность? Как пристально Марат потом ни всматривался в кадры киноленты, так себя среди толп бегущих и поющих не увидел. А ведь так старался... Наверное, сработали пресловутые режиссёрские ножницы, погубившие и не такие дарования...
По вечерам студенты валом валили к памятнику Маяковскому или в знаменитый Политехнический. Там читали стихи совсем молодые поэтические витии, кумиры юношества: Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский. И после поэтического призыва Андрея:
Милиции полно.
Всё - кончено.
Всё - начато.
Айда в кино!
ребята действительно отправлялись во вполне доступные тогда кинотеатры столицы...
Учебную, производственную, преддипломную практики студенты МИИТа проходили в различных городах и весях бывшего СССР - на заводах и в депо Ташкента, Полтавы, Баскунчака... Набирались ума и опыта. Что так пригодилось потом и Марату Бендерскому на самостоятельном пути, работая по распределению в Приволжской железной дороге. А в это время локомотивное депо одной из крупнейших станций СССР - Кочетовки - начинало у себя внедрение тепловозной тяги. И Мичуринскому отделению тогда ещё Московско-Рязанской железной дороги квалифицированные специалисты требовались позарез. До сих пор остаётся загадкой, как сумел бывший начальник депо Герой Социалистического Труда Ю.А. Фёдоров найти и перевести к себе ещё не отработавших положенный трёхлетний срок в Приволжье четверых молодых инженеров-тепловозников. Но сумел. И новобранцы-мастера со всем пылом и энергией втянулись в новый проект, видя в нём и только в нём смысл жизни и своё предназначение.
- Три человека, которых я встречал за трудовые годы, навсегда остались для меня образцом отношения к делу, к людям, вообще человеческого поведения, - говорит М.И. Бендерский. - Это начальник отделения дороги Анатолий Никифорович Карускевич, умевший, не повышая голоса, без лишних слов дать тебе понять, в чём ошибки, а в чём успех...
Я в депо однажды, работая уже главным инженером, начал ему при обходе территории рапортовать о достижениях, а НОД идёт и всё время ржавую консервную банку подфутболивает по асфальту. Я краснею, пытаюсь её подобрать, а он вновь подбивает... Так дошёл до машины, ни-че-го не сказал, руку пожал и уехал. А я после того наглядного урока следил потом за уборкой территории каждый день, как за выходом тепловозов на линию. Дал шеф понять, что на производстве важно всё, и дисциплина - особенно... Таким же Учителем был прежний начальник депо Юлий Александрович Фёдоров, знавший в лицо и по имени, пожалуй, всех из полутора тысяч работавших. И Аким Тимофеевич Таласов, от которого я принимал деповские бразды правления, действительно, был «Слуга царю, отец солдатам»...
Самые добрые чувства испытывает Марат Израйлович и к первому в его жизни начальнику Юго-Восточной железной дороги А.В. Охремчику, его последователю в этой должности В.Г. Атласову, главному инженеру дороги Н.Ф. Масленникову и - совсем уж чуть ли не родственные - к старшему коллеге и другу Павлу Алексеевичу Прищепину, работавшему в Мичуринске замом у Карускевича, а затем ставшему первым заместителем начальника ЮВЖД в Воронеже (нынешнему руководителю совета ветеранов дороги).
Свидетельствую лично, и газетные подшивки «Мичуринской правды» 70-80-х годов прошлого века - тому подтверждение: редкий номер городской газеты выходил без упоминания так или иначе локомотивного депо Кочетовка, возглавляемого М.И. Бендерским. Грандиозное строительство и реконструкция корпусов, в том числе благодаря светлой голове настоящего рабочего самородка, удивительным изобретательским способностям заслуженного рационализатора РСФСР В.Н. Андреева, соорудившего новый цех со станками-автоматами капронового литья, экономившими предприятию миллионы рублей и закрывавшими прежде зияющую ремонтную брешь... Переход на тепловозную тягу провела сплочённая команда, ведомая сильным инженерно-техническим костяком - А. Железновым, М. Смоленским, Г. Фурманом, С. Каганом. А когда наступила эра электровозов, своё веское слово сказали отличные специалисты Б. Золотарёв, Н. Чернушкин, Г. Жеребной, Н. Чевычелов, в рекордно короткие сроки обеспечившие выход депо на новые рубежи... Первыми на Дороге внедряли кочетовские локомотивщики у себя прогрессивный Аксайский метод, суть которого - общее участие рядовых производственников вместе с отделом труда и заработной платы в хронометраже и практическом применении интенсивных, по итогам хорошо вознаграждаемых норм выработки, это гасило возможные конфликты между работодателями и исполнителями... Немалое число машинистов локомотивов, тружеников цехов Краснознамённого депо было удостоено тогда государственных и ведомственных наград, весомых материальных поощрений. Лучшие из лучших делегировались на съезды КПСС, что считалось наивысшим признанием заслуг работника. Наградами Марату Израйловичу стали орден Знак Почёта и знак «Почётному железнодорожнику», трудовые медали. А ещё повышение в должности - переход главным инженером Мичуринского отделения дороги уже при новом начальнике отделения - В.Т. Губанове.
Любящая жена и верный друг Любовь Викторовна - сама после окончания Воронежского училища и Ленинградской академии балета имени Вагановой бесконечно влюблённая в новое дело, становление и развитие в городе детской хореографии - прекрасно понимала и разделяла фанатическую преданность мужа работе. В таком же уважении к труду родителей вырастали обе дочери - Катя и Настя, теперь уже сами руководители (в маму!) детских хореографических коллективов: в далёком Таиланде, где заканчивает колледж старший внук Бендерских - Семён, и в Санкт-Петербурге, где живут самые младшие Бендерские - Глеб и Саша...
Деду Марату есть о чём порассказать своим пытливым внукам. Десятки удлинённых путей на станциях Кочетовка, Пушкари, Хоботово, Кирсанов, строительство систем электрической централизации стрелочных переводов в Тамбове, Бокино, Пушкарях, Кочетовке и так называемых обходов в Кочетовке, а ещё многие жилые дома, социальные, спортивные объекты, включая городской стадион «Локомотив» (до недавней его блестящей реконструкции), застройка микрорайона Кочетовка. Всё это в прекрасном тандеме с замечательным человеком, прирождённым руководителем и опытным организатором - начальником отделения дороги Виктором Тихоновичем Губановым - смело может отнести М.И. Бендерский в свой актив.
Он и после оставления (возраст есть возраст) должности главного инженера отделения дороги не позволил себе находиться вне производства. Только теперь местом его работы стала им же созданная и хорошо известная всем экологам Тамбовской области служба охраны природы отделения дороги и лаборатория, аттестованная Санкт-Петербургской Центральной лабораторией с отличной оценкой. На её счету много добрых, нужных и важных дел, связанных с мониторингом окружающей среды, сбережением воздуха, воды и почвы от вредных воздействий промышленных предприятий, увы, неизбежных везде, где «дымят» радостно воспевавшиеся в эпоху индустриализации заводские и фабричные трубы...
Казалось бы, когда человеку под 80, «года к суровой прозе клонят», и уже не до лирики. Марату Израйловичу так не кажется. По-прежнему не только сам много читает, а и написал, издал занятную книжицу воспоминаний «Тепловоз для Хрущёва», где серьёзное соседствует со смешным, а грустное с весёлым, где в одной из глав читатель с интересом узнаёт о неожиданном путешествии автора с необыкновенно популярным, как сейчас Иван Ургант, конферансье Советского Союза Михаилом Гаркави... Не пропускает мой друг ни одну театральную премьеру, новый кинофильм. Охотно путешествует с женой и любимыми детьми, внуками по стране и миру, побывав только за последние годы, конечно же, в Таиланде, в Париже, в городах земли Обетованной... Но главным для него всё же остаются нескончаемые повседневные заботы, хлопоты, труд: большая общественная работа в качестве заместителя председателя координационного Совета ветеранов войны и труда Мичуринского региона, возглавляет который энтузиаст, неутомимый общественник, ветеран отделения Александр Иванович Галкин.
Много искренних, сердечных, тёплых слов благодарности и признательности услышал в свой адрес Марат Израйлович Бендерский на недавнем праздновании в театре 100-летия локомотивного депо Кочетовка - и в докладе, и в перерыве - от собравшихся... Люди подходили, благодарили за то, что он, если уж честно сказать, порядком и подзабыл: за выделенные некогда особо нуждающимся квартиры в домах-новостройках, за оказанную материальную помощь тяжело болевшим, повышение по служебной лестнице, защиту от несправедливости... В который раз убеждаешься в простой истине: добрые дела живут вечно, не тускнея с годами...
***
«Мужчины с днём рождения 3 февраля полны прогрессивных идей, гибкость ума позволяет им находиться в поиске неизведанного, испытывать новые впечатления, чему-то учиться»... Так характеризует мужчин, родившихся под зодиакальным знаком Водолея, астрологический календарь. Полное совпадение с чертами характера моего старинного друга по жизни и судьбе, увлечению футболом (только он болеет за ЦСКА, а я - за «Спартак») и шахматами, литературой, искусством Марата Израйловича Бендерского.
Заслуженного человека того поколения, сыновьям которого отцы-победители передали завоёванное кровью и потом Знамя Победы с верой и надеждой на достойное продолжение их боевого и трудового пути. И сильные духом сыновья с честью пополняют строй своих отцов...