Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 года. Рано определилась судьба молодого дворянина. В 21 год наш герой окончил Морской кадетский корпус, после чего был отправлен служить на Балтийском флоте.
Осенью 1768 года началась давно назревавшая война с Турцией. Для содействия сухопутным войскам в проведении операций в прибрежной зоне Азовского моря правительство решило создать флотилию парусно-гребных судов. Строить их предполагалось на старых донских верфях. В формируемую для отправки на Дон команду попал и Фёдор Ушаков. Уже через год отремонтированные и приведённые в боевую готовность суда были направлены в Таганрог. Именно здесь молодой мичман получил свою первую официальную благодарность, звание лейтенанта, а также командование пока ещё небольшим, но настоящим военным судном - палубным ботом «Курьер». Так Фёдор Фёдорович оказался в составе Донской (Азовской) флотилии, которая принимала непосредственное участие в военной кампании 1768-1774 годов.
Однако бессмертную славу принесла нашему герою не первая, а вторая война с Турцией, проходившая в период с 1787 по 1791 год. К тому моменту начинающий лейтенант уже был командиром линейного корабля «Святой Павел», входившего в авангард Черноморского флота. Ушаков активно участвовал во всех морских сражениях этой военной кампании, находясь в самых ответственных и опасных местах, являя подчинённым образец храбрости, личным примером побуждая их к решительным действиям. При этом он предоставлял младшим флагманам и командирам кораблей возможность поступить «каждому по способности случая», не сковывая их инициативы. В ходе сражений со всей очевидностью сказалось преимущество в морской выучке и артиллерийской подготовке русских моряков, выученных по особой тактике своего боевого командира.
Сражения при Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии, взятие считавшихся неприступными крепостей Корфу и Анкона - таковы этапы славного морского пути Фёдора Фёдоровича Ушакова. Сорок шесть морских сражений провёл он за свою службу на флоте и ни в одном из них не проиграл.
Чтобы понять, в чём секрет непобедимости знаменитого флотоводца, предлагаю вместе со мной вернуться на несколько столетий назад и представить, как проходило одно из таких сражений…
Итак, на календаре 31 июля 1791 года. В составе Черноморского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова мы находимся на борту одного из 16 линейных кораблей, которые вместе с двумя фрегатами, двумя бомбардирскими кораблями и семнадцатью крейсерскими судами расположились в благодатных водах «красивого мыса» – Калиакра. Напротив нас, у самого берега, под прикрытием его батарей с надменным вызовом расположился турецкий флот, по своему составу ничуть не уступающий нам. Понимая невыгодность расположения собственной позиции, Ушаков начинает действовать. И вот, сблизившись с противником на расстояние выстрела, командир меняет невыгодное положение Черноморского флота, делая его выгодным для атаки.
Это неожиданное для противника появление наших судов приводит его в замешательство. И сквозь подзорную трубу нам отчётливо видно, как на турецких кораблях в спешке начинают рубить канаты и ставить паруса. Не справившись с управлением на крутой волне, при порывистом ветре, несколько кораблей сталкиваются друг с другом и получают первые (пока ещё даже не боевые!) повреждения.
Алжирский флагман, увлекая за собой весь турецкий флот, с двумя кораблями и несколькими фрегатами пытается выиграть ветер и обогнуть головные корабли нашего флота. Однако, разгадав манёвр алжирского паши, контр-адмирал Ушаков, заканчивая перестроение флота в боевой ордер, на самом быстроходном флагманском корабле «Рождество Христово» вопреки устоявшемуся в морской тактике правилу, согласно которому командующий находился в центре боевого порядка, вышел из кильватерной колонны и пошёл вперёд, обгоняя свои передовые корабли. Это позволило нашим кораблям сорвать замысел алжирского паши и метким огнём нанести ему значительный урон. В результате алжирский флагман был ранен и вынужден отойти внутрь своего боевого построения. К 17 часам весь Черноморский флот, сблизившись с противником на предельно короткую дистанцию, дружно атаковал флот неприятеля…
Уже намного позже в статье вице-адмирала Ю.Ф. Ралля мы прочитаем о том, свидетелями чего были в этот миг: «Ушаков всегда учитывал важность поддержания высокого морального духа в своих подчинённых. Он умел воодушевить матросов и офицеров на преодоление любых трудностей и вызвать у них стремление к одной общей цели - уничтожение врага».
Однако день близился к вечеру… Густой пороховой дым, окутавший поле боя, и наступившая темнота не позволили нам продолжить преследование противника. Поэтому в половине девятого вечера наш корабль стал на якорь. Наступил долгожданный отдых. А с рассветом на горизонте уже не было видно ни одного неприятельского корабля. Спустя семь дней, 8 августа, Ушаков получил известие о заключении 31 июля перемирия и повеление возвращаться в Севастополь. Так закончилось ещё одно победоносное сражение славного флотоводца, в истории получившее звучное название - битва при Калиакрии…
За эту победу в 1791 году Екатерина II пожаловала Ф.Ф. Ушакову землю в Темниковском уезде Тамбовской губернии. Именно здесь, в деревне Алексеевке, и поселился адмирал (это звание он получил в 1799 году) после ухода в отставку в 1807 году.
Здесь, на Тамбовской земле, Фёдор Фёдорович Ушаков продолжил своё служение Отечеству. В 1812 году он был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни был вынужден отказаться от этой должности, внеся 2000 рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Вместе с темниковским соборным протоиереем Асинкритом Ивановым Ушаков устроил госпиталь для раненых, помогал деньгами на его содержание и передал большую сумму на помощь разорённым войной соотечественникам. В последние годы жизни в имении Фёдор Фёдорович посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.
Умер прославленный адмирал 2 (14) октября 1817 года.
«Вера в вечную жизнь, несомненное упование на помощь Божию и, следовательно, неустрашимость перед неприятелем - вот что было решающим во флотоводческом таланте Феодора Ушакова», - скажет о нём впоследствии иеромонах Рождество-Богороднического Санаксарского монастыря отец Венедикт.
Как бы в подтверждение этих слов 5 августа 2001 года Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. А 6 октября 2004 года Архиерейским собором Фёдор Ушаков причислен к общецерковным святым как праведный воин Феодор, святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил.