Интересный рассказ о своих близких - участниках Великой Отечественной войны принёс ученик школы № 9 Илья Шамшин. Написать статью для газеты Илюше помогли его мама Елена Вячеславовна и бабушка Неля Родионовна Баевы.
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней наших солдат и мирных жителей, переломала здоровье и надежды людей, оставила детей сиротами. По сей день не зарубцевались раны в сердцах переживших то страшное время…
Так случилось и в семье Сазыкиных. Это семья моего прадедушки, и поэтому та боль, которую перенесли мои родные, мне близка. Хотелось бы рассказать вам историю моих родных подробнее.
У моего прапрадедушки Н.В. Сазыкина была большая дружная трудолюбивая семья. Подрастало пятеро детей, но грянула война. Тогда Николай Васильевич работал на паровозоремонтном заводе мастером в литейном цехе. Потушить или остудить печь нельзя: надо плавить металл для фронта. Хорошие работники были нужны, и Николаю Васильевичу дали бронь.
А вот сын, Слава, в первые же дни войны ушёл на фронт. Потом моя прапрабабушка Елена Сергеевна Сазыкина получила сообщение о том, что в одном жестоком сражении с немцами её сын был тяжело ранен и пропал без вести… Прапрабабушка через всю оставшуюся жизнь пронесла это горе, встречая праздник День Победы в горьких слезах…
Но наш народ не забыл своих героев. Лейтенант Сазыкин Вячеслав Николаевич навечно занесён в Книгу Памяти. И наша семья свято хранит память о нём.
В 1942 году, едва закончив десятый класс, моя прабабушка, Нина Николаевна Сазыкина, пошла добровольцем на фронт. В военкомате её направили на учёбу в Тамбовское военное училище. И вот Нина, тоненькая, хрупкая девушка, надев грубую солдатскую шинель, встала на защиту своей Родины вместо старшего брата Славы. Об этом говорила просто: тогда все комсомольцы уходили на фронт, считалось преступлением, если кто-то оставался и прятался за спинами других…
Там, в училище, у Нины началась другая жизнь: военная, строевая подготовка, учебная стрельба на полигоне, сборка и разборка оружия на время, знакомство с графиками, шифрами и строгая, железная дисциплина.
Она потом, в мирное время, рассказывала своей дочери Неле (моей бабушке), как их с подружкой Катей Жуковой, окончивших с отличием военное училище, отправляли на фронт в качестве синоптиков на военный аэродром.
Осенью 1943 года эшелон с новобранцами шёл из Тамбова, на вокзале Мичуринск Уральский стал замедлять ход и вскоре остановился. Выходить из вагонов запретили. Прошёл слух, что стоянка может сильно затянуться.
Моя прабабушка прилипла лицом к окну, вглядываясь в знакомые стены родного вокзала, а потом обратилась к старшине (своей подруге) Екатерине Жуковой:
- Кать, отпусти меня домой хоть на одну минуточку… Тут близко до моего дома. Я дворами, бегом туда пять минут и оттуда…
- Нет, - отрезала Катя.
Но прабабушка продолжала уговаривать.
И тут любимая подруга резко повернулась и грозно приказала:
- Прекратить разговоры, курсант Сазыкина!
- Есть прекратить! – вытянувшись в струнку, ответила Нина…
Состав дёрнулся, и вновь по рельсам застучали колёса, а у сержанта Сазыкиной текли по щекам горючие слёзы…
Когда же та самая Катя спустя много лет приехала из Украины к нам в гости на День Победы, за праздничным столом они вспоминали эту историю и дружно смеялись.
Война - это ужас! Война - это смерть! Это беда, разруха, боль, страдания, грязь, кровь и горькие слёзы испытаний… Тяжёлый труд на аэродроме… Бессонные ночи…
Нина Николаевна рассказывала, что однажды, когда она дежурила на боевом посту двое суток, не сомкнув глаз, выполняя свой долг, силы оставили её, и как только пришла смена, она, сдав дежурство, не помня себя от напряжения и усталости, рухнула на какой-то топчан и забылась в беспробудном сне.
В это время бой разгорелся жестокий. Немцы, неся потери, стремились захватить наш аэродром. Несмотря на свои потери, нашим же никак нельзя было потерять боевые машины… Вот и нашла коса на камень… Горели деревья, от снарядов дрожала земля, свистели пули, а сержант Сазыкина сладко спала на своём топчане под грубой солдатской шинелью…
На войне как на войне… Фронтовики уже приспособились спать по 20-30 минут под грохот снарядов, обедать прямо в окопах. Неожиданно поступает приказ отступить на столько-то километров, сохранив людей и технику…
В спешке стали взлетать истребители и другие самолёты, на машины грузили приборы, технику, документы… Вот-вот прозвучит команда трогаться в путь.
И вдруг Катя вспоминает:
- А где же Нинка?
Спрыгнув с машины, старшина побежала в землянку. А там на топчане подруга сладко спала. Друзья стали будить - бесполезно… Так спящую и перенесли в машину…
Когда аэродром уже эвакуировался и наши бойцы оказались в лесу в безопасности, наступила жуткая тишина. Видимо, от этого сержант Сазыкина вдруг проснулась и, хлопая глазами, с удивлением осматривала всех, не узнавая местности. Тут уже все дружно рассмеялись: «Эх, Нинка, Нинка… Весь кошмар проспала!».
Когда же моя прабабушка поняла, что произошло, и осознала обстановку, мурашки пошли по коже. Ведь не загляни Катя в ту землянку, она точно попала бы в плен к фашистам! А что такое плен, они видели своими глазами, когда были в освобождённом лагере Освенциме. Жуткое зрелище: неостывшие печи, сожжённые наполовину человеческие тела. Уж лучше пуля в лоб!
Синоптики пользовались большим уважением и авторитетом у лётчиков. От них зависело выполнение боевого задания и жизнь экипажа. Не дай бог кому-нибудь подать неправильную сводку погоды! Как же лётчику лететь в туман? И девчонки старались изо всех сил не подвести. А ребята баловали девушек-синоптиков шоколадом, который полагался только лётчикам.
- Девушки, голубушки, когда дадите добро на вылет? Душа горит от злости на этих подлецов… Третий день дождь и дождь…
- Как будете себя вести, - шутили девчата…
Это сейчас новейшие приборы, спутники и прочее оборудование в метеорологии… А тогда нужно было днём и ночью через каждые 3-4 часа бежать на лыжах в поле за несколько километров в лютый мороз или метель, собирать показания градусников и приборов, всё точно рассчитать по формулам, построить графики, зашифровать и подать сводку командиру в назначенное время. Ошибки, неточности были недопустимы. Синоптики хорошо понимали всю ответственность своей работы и выполняли её чётко, слаженно, без ошибок…
Свой боевой путь моя прабабушка, гвардии старший сержант Нина Николаевна Сазыкина, прошла от Мичуринска до самых Бранденбургских ворот! За боевые заслуги перед Родиной она награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Жукова и другими юбилейными медалями. Прабабушке была объявлена личная благодарность от военачальника, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова (она и сейчас хранится в семейном альбоме).
На долю этого поколения выпала трудная судьба: голодное детство, ужасы войны. С каким нетерпением и надеждой ждали они разгрома фашистов. С долгожданной Победой связывали свои мечты, всю свою жизнь. Здесь уместно поделиться воспоминаниями Екатерины Николаевны Жуковой: «Где-то за месяц до 9 мая нам выдали новое обмундирование. Но никто не спешил переодеваться в новое, и мы с Ниной ходили в старых облезлых и выгоревших гимнастёрках. На локтях - искусные заплатки… Командир, мы его прозвали Батей, потому что по-отцовски относился к нам и был внимателен к каждому солдату, спросил нас: «Почему вы такие выгоревшие?». А в ответ услышал: «Вот дойдём до Берлина и наденем новые гимнастёрки. Тогда и засверкаем, как победители!», «Одержим Победу, и я поеду домой, в Мичуринск!», «Как взовьётся красный флаг над Рейхстагом, так сброшу сапоги, обую туфли, надену своё любимое крепдешиновое платье и пойду на танцы»…
Демобилизовали после 9 мая не всех. Катю и Нину оставили служить в части. Но слёз не было, главное - Победа!
Я горжусь своими родными: моим прадедушкой - лейтенантом Вячеславом Николаевичем Сазыкиным, павшим за Родину; прабабушкой Ниной Николаевной (по мужу Н.Н. Береговой) - старшим лейтенантом, прошедшим такой трудный путь до Германии, до Великой Победы!
Высокую цену заплатили наши прадедушки и прабабушки за мирное голубое небо над головой! Они завещали нам беречь мир на Земле, поэтому мы свято чтим их память и склоняем головы у могил фронтовиков.