(Продолжение. Начало в № 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45).
Поделюсь лишь своими наблюдениями. Я так же, как и все жители города, являюсь потребителем услуг (как это теперь называется) и в сфере образования, и здравоохранения, и культуры. У меня двое детей. Естественно, что они ходили в детский сад, потом закончили школу. Кстати, тот же самый детский сад и ту же самую школу, которые некогда закончил и я сам. И знаете, что самое интересное? То, что за те годы, которые отделяют моё обучение от обучения детей, ничего в этих заведениях по большому счёту не поменялось. Выше уже отмечалось, что в педагогическом или лечебном процессе я мало что понимаю, и его не рассматриваю. Могу лишь остановиться на хозяйственном и организационном аспекте работы образовательных и медицинских учреждений. Естественно, всем нам хочется, чтобы наши дети учились в чистых, светлых и просторных школах, оборудованных уютными столовыми (где бы питались вкусной едой), просторными спортзалами и бассейнами, достаточным количеством классных комнат. И чтобы учителя были лучшими.
Нехватка учителей-предметников и хроническое недофинансирование – две главные беды нашего образования. Так же, как и здравоохранению, не хватает врачей узких специальностей и финансовых средств.
Методом борьбы с этими бедами в последние годы была предложена «оптимизация» или укрупнение школ и больниц, ликвидация малокомплектных. Нормой жизни стали школьные автобусы, перевозящие детей в укрупнённые школы. А за медицинской помощью приходится обращаться в областной центр. Всё это напоминает ту байку, когда, увидев траву, выросшую на крыше дома, персонажи принялись толкать на крышу корову вместо того, чтобы нарвать ей травы и скинуть вниз. В общем-то, провальную идею оптимизации довели до абсурда, естественно, получив отрицательный результат. Провал оптимизации в здравоохранении уже признала Счётная Палата РФ, отметив увеличившуюся смертность в больницах. С образованием всё менее очевидно, хотя результат тот же.
Что делать?
Что же мы можем сделать на местном уровне, чтобы и остаться в рамках правового поля, и не допустить дальнейшего развала в этих столь важных для каждого из нас сферах? Тут обязательно стоит оговориться о том, что автор в курсе сегодняшнего положения дел, при котором медицинская сфера выведена из-под юрисдикции местных властей. Но ведь речь идёт о здоровье жителей города, и даже в сложившихся обстоятельствах местная власть не имеет права умывать руки. А в вопросе организации образовательного процесса и подавно.
Моё твёрдое мнение заключается в том, что оптимизировать надо прежде всего процессы жизнедеятельности учреждений образования и здравоохранения на основе современных технологий и подходов. Сократить расходы на эксплуатацию и сохранить тем самым средства для профильного вида деятельности. На этом пути уже есть положительный опыт в организации питания, когда флагман сельского хозяйства нашего района «Корнев групп» организовал приготовление и доставку готовых завтраков, обедов и ужинов в школы и лечебные учреждения. Детские сады и больницы не должны думать о том, как хранить картошку, когда рядом есть профессиональная компания такого уровня. Да и приготовление в одном крупном центре всегда дешевле, а значит, и качественнее за те же деньги. Такую же схему необходимо внедрять и в плане поставки коммунальных ресурсов. По-настоящему эффективно она сможет функционировать при создании служб эксплуатации и схем снабжения коммунальными ресурсами, о которых мы с вами говорили в разделе ЖКХ. Когда бюджетные организации города не содержат штат сотрудников, а обращаются за конкретной услугой к профессионально подготовленным компаниям, оплачивая только фактически полученную помощь. Те скромные ресурсы, которые выделяются, необходимо использовать более рачительно. Возмущает ситуация, когда школа меняет оконные рамы с деревянных на пластиковые с одинарным стеклопакетом! Деньги потрачены немалые, а теплее в школе не стало. Рамы-то меняем раз в пятьдесят лет, а отапливаем школу каждый год! Ремонтируют кровлю, но не устанавливают при этом ни желобов, ни защитных ограждений. А потом снег падает на детей.
Проведённая оптимизация дала некоторый рост в заработных платах, но многократно увеличила нагрузку на персонал. И не принесла притока свежих кадров.
А как у соседей?
Тут считаю уместным рассказать об опыте соседнего государства Финляндии. Дело в том, что значительную часть территории соседа составляет скопление островов (шхер). Там тоже живут люди, но часто их настолько мало, что содержать на каждом острове школу, укомплектованную всеми преподавателями, невозможно. Но финских детей никто не возит автобусами и катерами в большую школу. У них есть маленькое уютное здание, которое соединено с большой школой кабелем связи. Учитель в большой школе ведёт урок, а дети в маленьких филиалах видят его по телевизору. Причём заметьте, что всё это было организовано ещё в восьмидесятые годы прошлого века при чёрно-белом качестве картинки. А педагог «общей практики» в этом филиале лишь следит за дисциплиной в классе, занимается с детьми зарядкой и внеклассной работой. Неужели при сегодняшнем уровне техники, когда в наших школах появились интерактивные мультимедийные системы, которые мы с гордостью демонстрируем комиссиям, а интернет-кабели оплели весь город, мы не сможем связать ученика с высококлассным учителем, а таких в городе хоть и недостаёт, но ведь они есть! Неужели педагог, подготовленный для работы в начальных классах и вынужденный преподавать физику и математику, лучше? Пусть просто следит за дисциплиной.
Мои предложения
Что мне хотелось бы видеть в здравоохранении. Выделенное в отдельное подразделение учреждение профосмотра и ранней диагностики. Что мы имеем сейчас? Все функции лечения и профосмотра взвалены на поликлиники. К одному врачу стремятся попасть и люди с заболеваниями, кому реально нужна помощь врача и те, кто проходит диспансеризацию по направлениям предприятий, и те, кто оформляет справки на получение водительского удостоверения или право на владение оружием. В результате у кабинетов врачей огромные очереди. Пациенты, которым нужна консультация узких специалистов, не могут получить заветный талончик, а те же самые профосмотры становятся мучительной формальностью и ничего реально не выявляют. Врачи многократно перегружены и наплывом пациентов, и составлением отчётности. И недовольны все.
А хотелось бы видеть отдельное заведение для условно здоровых посетителей. Куда человек, не имеющий жалоб на своё состояние здоровья, мог бы прийти, чтобы подвергнуться предварительному, но тщательному осмотру, по результатам которого либо получит запрашиваемую справку или заключение, либо рекомендации на более углублённые обследования. Если что-то обеспокоило осматривающего врача, то провести расширенную диагностику. Сейчас так много появилось всевозможных аппаратов. Их работу тоже надо выводить под полную загруженность. А если не дай бог опасения подтвердились, то уже тогда обращаться к врачу в поликлинику за помощью. Или ещё дальше за высокотехнологичным лечением. Но далее уже та сфера, куда без профессиональной подготовки лучше не вторгаться.
Остаётся проблема привлечения высокопрофессиональных кадров как в образование, так и в медицину. Способ-то её решения, в общем, лежит на поверхности. Предоставление жилья и создание такого облика города, чтобы в нём хотелось жить и работать. Так что мы видим, что проблемы, рассмотренные в предыдущих главах, очень тесно связаны и с медицинским обслуживанием, и с образованием, и с наукой, и с культурой. Остаётся только сказать одно. Надо работать!