-Настоятель Михаило-Архангельского храма села Новоюрьево Козловского уезда отец Владимир трижды оказывался в руках сотрудников Объединённого государственного политического управления, известного старшему поколению по зловещей аббревиатуре ОГПУ. По отработанной карательным ведомством схеме каждый раз срок его содержания под стражей удлинялся, и меры воздействия на «строптивого батюшку» становились всё более суровыми. Доверительные беседы сменялись откровенным запугиванием, следом в ход шли допросы и пытки. После третьего ареста 3 февраля 1930 года 61-летнего священнослужителя не стало.
Террор против совести
Жена Анна и пять красавиц-дочерей, живя в состоянии страшного напряжения, до последнего надеялись на чудо. Но когда Агния в августе 1930 года в очередной раз принесла передачу в козловский дом заключения, ей молча протянули отцовскую рясу.
За что? За какие страшные прегрешения пришлось расплатиться жизнью этому доброму христианину с мудрыми глазами? Дело в том, что в 1929 году появилась спецдиректива за подписями партийных руководителей страны В.М. Молотова и Л.М. Кагановича, в которой все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой. Тем самым практически был отдан приказ о начале гонений на верующих и репрессий против духовенства. Воинствующие безбожники составили план, согласно которому к 1937 году должны были исчезнуть все храмы и «служители культа». Одного не учли политические идеологи - что отсутствие веры на долгие годы приведёт к чудовищной духовной деградации общества.
Рассмотренное во внесудебном порядке дело № 5697 квалифицировали по 58-й расстрельной статье, обвинив врачевателя человеческих душ в том, что он в «составе группы лиц на протяжении 1928-1930 годов вёл агитацию против хлебозаготовок, госзайма, колхозов, самообложения и советской власти».
«Группой лиц под руководством попа Камнева» были односельчане – раскулаченные крестьяне-середняки Степан Фёдорович Лихачёв, Максим Фёдорович Жуков, Семён Емельянович Лихачёв и Фёдор Андреевич Артёмов. В обвинительном заключении, в частности, говорилось: «В Козловский Окротдел ОГПУ поступили сведения о том, что обвиняемые в момент проведения важнейших государственных заданий Соввластью на селе вели систематически антисоветскую агитацию, направленную к срыву этих мероприятий».
При знакомстве с этим уголовным делом становишься невольным наблюдателем трагических страниц жизни целого поколения людей - простых, честных, трудолюбивых, готовых к самопожертвованию.
Правда сильнее лжи
Видно, что сфабрикованные документы составлены в спешке, так как грешат множеством грамматических ошибок и неточностей: где-то не вписан номер постановления, где-то инициалы чекиста, производящего арест…
Конечно, главное обвинение не знающего жалости карательного органа читалось между строк. Классовым врагам в лице некогда зажиточных крестьян и служителей церкви пожизненно вменялось в вину их происхождение и система духовных ценностей. И неважно, что в справке председателя сельсовета, подшитой к делу, фигурирует информация о том, что «раскулаченный» многодетный отец Владимир Камнев исправно платит налоги в размере 450 рублей в год (при прожиточном минимуме 5 рублей в день) в то время как от имущества семьи, состоящего до революции из добротного дома, трёх лошадей, трёх коров, 15 овец, трёх свиней и 20 десятин земли, не осталось ровным счётом ничего, всё равно кипучая классовая ненависть жаждала крови.
Между тем прихожане любили своего батюшку. Его стараниями в храме открылась церковно-приходская школа для детей. Все уважали настоятеля за рвение в деле развития церковной жизни на селе, насчитывавшем в начале XX столетия свыше 6000 жителей, отмечали его доброту и отзывчивость. Некоторые священники под действием пыток отрекались от веры, но отец Владимир с достоинством пронёс свой Крест до конца жизни. Последним напутствием односельчанам в момент ареста были слова священника: «Церковь берегите!..». И они сберегли, хотя стоило это неимоверных усилий. После гибели духовного наставника земляки стали негласно почитать его за новомученика, пострадавшего за веру православную.
Тайна раскрыта
Долгое время никто не знал точное место захоронения Владимира Дмитриевича Камнева. Но провидению было угодно раскрыть эту тайну. В «Мичуринской правде» за 25 февраля 1993 года появилась заметка следующего содержания: «Просим откликнуться всех, кому что-либо известно о жизни, смерти и месте захоронения священника В.Д. Камнева, уроженца села Сокольники Моршанского уезда, служившего в церкви села Новоюрьева до 1930 года, расстрелянного в городе Козлове (Мичуринске). Приходской совет Михаило-Архангельской церкви».
Вскоре настоятель храма отец Симеон получил письмо от неизвестной женщины. Она писала, что отец Владимир был в числе 39 человек, расстрелянных ночью у Скорбященской церкви на старом кладбище и сброшенных в глубокую яму, которую засыпали мусором в надежде скрыть следы злодеяния. В письме указывалось точное место захоронения: 5-7 метров от известной верующим могилы иеромонаха Илария из села Глазок и схимонахини Серафимы. Воспоминания о дедушке прислала и внучка репрессированного священника Руфина Александровна Шишкина – бывший главврач Мичуринского кожвендиспансера.
В 1993 году по приглашению отца Симеона родственники Владимира Дмитриевича Камнева посетили Новоюрьево. Гости привезли с собой подарки для храма. Дочь Руфины Александровны - Елена Фёдоровна вспоминает, что до них с мамой сразу по приезде донёсся нежный перезвон колоколов. Своеобразный музыкальный камертон придал встрече удивительный настрой, а сама поездка необъяснимым образом повлияла на дальнейшую судьбу её участников. Спустя короткое время в семье произошёл целый ряд приятных событий.
Реабилитация
А как сложились судьбы ближайших членов семьи? Дочери батюшки Владимира окончили Тамбовское духовное училище, трудились в воскресных и приходских школах. Агния и Елена поселились в Москве, Антонина - в рязанском селе Сараево, Вера учительствовала в селе Терском, Любовь - в Староюрьево. Матушка Анна Ивановна окончила свой жизненный путь в годы войны, проживая с одной из дочерей.
Спустя десятилетия пришло время исправлять ошибки прошлого. На месте предполагаемого захоронения политических заключённых двадцать лет назад родственники В.Д. Камнева установили крест, гробницу, металлическую оградку, отслужили молебен. Лишь 16 января 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР Владимир Дмитриевич Камнев был реабилитирован посмертно. В документах 1987-1991 годов - постановлениях, указах и законах - массовым репрессиям наконец-то дали правовую оценку как незаконным и необоснованным преступлениям против целого народа. Суть общего подвига святых русской церкви XX века состояла в том, что они, сражаясь в основном по одиночке, в своих последних испытаниях стали несокрушимой стеной из живых камней, залогом будущего спасительного духовного подъёма.
В грядущее возрождение России как центра христианства верили многие мыслители и богословы. Ещё в 1928 году блестящий философ и публицист Г.П. Федотов утверждал: «Мне думается, что нашим временем как важнейшая вселенская задача выдвинуто восстановление и просветление лица России. Обретённая, воскресшая Россия будет светить миру. Светит она и сейчас, даже чрез закопчённые стёкла наших фонарей… Не горделивое спасение мира, а служение своему призванию, не «мессианство», а миссия, путь творческого покаяния, трудовой трезвости, переоценка, перестройка всей жизни – вот путь России…».