Не хватало именно его, беспомощного, хрупкого, который говорит не так, как все, выглядит не так, как все, делает не так, как все… А если это ваш ребёнок-инвалид?! Как жить с этой болью, болью не за себя, а за того, кого ты произвела на свет?! Можно ли дать ответы на все мои вопросительные знаки… Не только можно, но и нужно! Больше нужно даже нам, тем, кто, слава Богу, не знает этих мук! Нужно нам, чтобы стать добрее, чтобы быть вместе с ними.
Нужно или нет обучать таких детей в общеобразовательных школах?! Точки зрения, конечно, разделились, уже определены виновные в сложившейся ситуации, но… основные виновники всё-таки мы - люди, выросшие в стране, где инвалидов «не было». И дело не в пандусах, лифтах или просторных туалетах, они лишь следствие. Основная причина - нежелание тогда и неумение сейчас понять, что люди бывают разные.
Всё это становится ясно спустя какое-то время, когда ежедневно встречаешься с ними в школе и видишь, с какой надеждой смотрят на родное дитя те, кто выполняет свой материнский долг, своё главное предназначение на земле - быть мамой.
Социальным стереотипам говорим «нет»
Мысль о том, что ребёнок не такой, как все, тревожит родителей: как будет жить, учиться, общаться их малыш? А меня это очень обеспокоило четыре года назад, когда школа сделала свои первые шаги в области инклюзивного образования и приняла в свою дружную семью первых особенных детей. Да, мы перестали употреблять в школе слово «инвалид», причём произошло это само собой. Сейчас оно фигурирует только в бесконечных отчётах чиновников, а для нас это обычные дети, только вот здоровье их подводит и возможности ограничены. Семьи с таким ребёнком в нашей стране испытывают очень много проблем и трудностей, осложняющих жизнь. Изоляция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей усугубляется материальными затруднениями и озабоченностью отсутствием перспектив для дальнейшего развития. Наши родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Мы очень ценим их опыт. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди.
А за пределами школы можно услышать категоричные высказывания против обучения, а значит, и общения «нормального» ребёнка с «инвалидом». Наверное, такие родители хотят, чтобы их ребёнок видел мир идеальным, без каких бы то ни было изъянов. Однако далеко не всегда физически здоровый человек успешен и самодостаточен, в то время как люди с ограниченными возможностями здоровья достигают побед в олимпиадах, конкурсах и в жизни. Ученик немецкой школы, с которой мы дружим, Берн Бенке - член параолимпийской сборной Германии, колясочник, занимается лыжами. Попробуйте пожалеть его - «Я сам!». Точно так же говорят и наши особые дети. Что можем мы с вами сделать для них? Мы можем многое, а главное то, что они делают для нас!
Принять, понять и полюбить
Представьте себе обычный класс, в котором учится больше 25 «обычных» детей - в меру шумных, в меру успевающих… И вот в этот класс приходят дети с с ограниченными возможностями здоровья. Сценарий дальнейшего развития событий, увы, непредсказуем, всё зависит от огромного количества факторов. У нас в школе всё сложилось, хотя опасений было много. Составляющие сложились: коллектив учителей, родители остальных детей, наши ученики - все восприняли обучение детей с ОВЗ в классах положительно.
А уж мамина любовь к особым детям всё пересиливает. Какие они мастерицы, эти мамы! Видели бы вы их работы, выполненные вместе с детьми, на выставках, которые ежегодно у нас проходят. Знаете, как радостно встречать в разных уголках школы мальчика, который три года назад не мог отойти от мамы и никого больше не признавал, а сейчас она наблюдает за ним издали, ребёнок получил навыки жизни в социуме. Радуешься и просишь у Бога дать силы маме, которая ежедневно везёт коляску с ребёнком в школу, так как её сын не хочет учиться дома, он хочет получать образование в своём втором классе вместе со всеми. Только вот о зиме мальчик думает с тоской, потому что в это время года ему придётся учиться дома, маме не хватает сил возить его по нашим дорогам. Моя мечта, чтобы нашёлся человек, который смог бы зимой помочь нашему ученику. К сожалению, детей с ОВЗ с каждым годом всё больше.
Всё будет хорошо
Наш коллектив - и детский, и взрослый - учится у них терпению (правда, не всегда получается), учится добру. Среди моих коллег были и есть люди, которым природой дана эта чуткость, глубина видения человека. Не так много людей на это способны, и дело тут не в возрасте. Бывает, у двадцатипятилетних получается: они в такой ауре выросли, в чуткой, духовно богатой среде. Большое спасибо всем за совместную работу: и мужественным учителям Г.А. Недобежкиной, А.А. Щугоревой, Е.В. Базановой, и всем тем, кто каждый день идёт в класс и выполняет свой долг - просто учит, учит дружить и любить, играть и читать, просто радуется тому, что один стал реагировать на учителя и пальчики выбрасывать при счёте, а другой написал диктант под диктовку учителя (а это большой прорыв для ребенка-аутиста!). Конечно, мы не справились бы и без нашего ресурсного центра (руководитель В.В. Соломонова), где каждый день можно видеть специалистов, работающих с детьми. А какая у нас дорожка для релаксации: яркие подушки, связанные мамами и набитые природными материалами (шишками, каштанами), как она помогает детям расслабиться. Спасибо и родителям остальных детей, ни один из которых не пришёл с претензиями по поводу совместного обучения.
Вот так мы и живём. Дети все разные, но равные. Равные в правах, в чувствах, в желаниях. Они вполне обучаемы, только по своей программе, они могут многого добиться, вести активный образ жизни. Главное - им помочь. А я уже думаю, как мы будем учить их дальше, как будут детки из начальной школы, в которой прекрасный ремонт, переходить на второй этаж, где этого нет? Как будет учиться мальчик-колясочник, ведь о подъёмнике и разговор не идёт? Верю, что разрешится и эта проблема.
А вообще хочу сказать, что мне везёт. Очень везёт - и с коллегами, и с родителями, и с детьми! Если спросят, как у тебя опять так здорово получилось, скажу: очередной раз повезло с Божьей помощью!