Лечебный эффект, который даёт нагретый песок, упоминали в своих трактатах Геродот и Авиценна. Песок влияет на эмоциональное состояние ребёнка, воздействует на психику, успокаивает, расслабляет.
Создавая песочные композиции и населяя мир, сотворённый из песка, различными героями, ребёнок выражает собственные эмоции и справляется со своими страхами. Наблюдая за игрой малыша с песком в детской среде, можно понять, что он чувствует и чего боится. Играя, ребёнок осваивает мир, проигрывая различные ситуации, получает новый сенсорный опыт и встраивает в своё восприятие новые образы мира.
При игре с песком ребёнок создаёт и моделирует пространство, так как этот материал позволяет лепить, закапывать, откапывать, ломать, строить, драматизировать, развивать сюжет...
Песок - это с детства знакомая ребёнку среда, достаточно безопасная и привлекательная как материал, способный дать различные тактильные ощущения и способный легко меняться с точки зрения ландшафта. Для детей с ограниченными возможностями здоровья использование песка и миниатюрных предметов в развивающих занятиях даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Прежде всего, предлагается не учёба, а игра, которая существенно усиливает желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. При взаимодействии с песком развиваются все познавательные функции (восприятие, память, мышление, внимание), а также речь и моторика. Через тактильные ощущения усиливается чувствительность, являющаяся основой развития.
Совершенствуя предметно игровую деятельность через игру с песком, дети развивают коммуникативные навыки, что в большинстве случаев повышает их социальную компетентность (особенно у детей-аутистов). А самое главное, что, как и вода, песок содействует снятию напряжения, негативных эмоциональных состояний.
Для детей с особыми потребностями в развитии игры с песком - эффективное средство общего развития, так как представляется возможность лучшей интеграции и адаптации в детской среде. Главное в такой среде не пособия и методики, а личность ребёнка, единственного в своём роде, неповторимого. И, будучи единственным, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного, систему обучения.
Основываясь на этом опыте, мы предоставляем каждому ребёнку свободу выбора. Каждый может сам решить, чем ему на данный момент заниматься, какой сюжет развить. Для каждого возраста будут использоваться свои игры на песке, но основной принцип работы с любым ребёнком – это идти за ним. За его потребностями и фантазиями, идти за его игрой, направляя и помогая реализовать творческий потенциал.
Это очень эффективная практика, позволяющая специалистам охватывать коррекционно-развивающей работой большое количество детей, интегрировать детей с особенностями психофизического развития или реабилитировать тех, кто находится в социально-опасном положении.